Этот мир, что возьмем мы с собой

Мозаика из смальты. С чего начать, этапы работы и конечный результат на примере создания панно «Рыбка».

Огромный белый какаду пристально смотрит на меня сквозь позолоченные прутья клетки, время от времени демонстрируя изысканное жабо из перьев и издавая при этом вполне человеческие звуки. Ябы не удивился, если попугай вдруг спросил, кто я и что здесь делаю. На стенах студии-мастерской, где происходят описываемые события, висят эскизы и картоны монументальных работ, задуманных художником. Творческого беспорядка в помещении, вопреки ожиданию, нет. Возможно, характер художника определяет материал, с которым ему приходится работать. Вэтой студии набираются византийские и римские мозаики. Чтобы творчески воссоздать мир из тысяч и тысяч разноцветных кусочков, требуются терпение, умение сосредоточиться, вовремя иметь под рукой все необходимое для того, чтобы процесс работы над произведением искусства не прерывался из-за упущений и забывчивости мастера. Инструменты художника-мозаичиста в чинном порядке лежат на рабочем столе, напротив которого находится эскиз мозаики. Чувствуется, что здесь работает человек спокойный, обстоятельный и уравновешенный.

Этот мир, что возьмем мы с собой
Хозяйка студии Наталья Владимировна Емельянова готовит все необходимые материалы к началу работы над небольшой мозаикой, которую, скажу откровенно, редакция уговорила ее сделать специально для журнала "Идеи вашего дома". Ядолжен словесно запечатлеть процесс создания произведения искусства, между тем меня так и подпирает самому принять участие то в замешивании раствора, то в колке смальты, поскольку личный опыт участия в студенческих строительных отрядах включает в себя и штукатурные работы, и кладку камня. Испортив кусок драгоценной по нашим временам смальты, изготовленной чуть ли не Ломоносовым, я наконец понимаю, что басня Крылова о пекущем пироги сапожнике относится непосредственно ко мне, и занимаю созерцательную позицию.

"Нервы успокаивает",- шутливо отвечает Наталья Владимировна на мой вопрос, почему она выбрала профессию мозаичиста. Действительно, похоже на психотерапию, практикуемую в клиниках, где пациентов учат делать архитектурные сооружения из спичек...

Итак, с чего начинается работа над мозаикой? Н.В.Емельянова считает, что с выбора сюжета. Он определяется особенностями архитектурно-художественной среды, в которую будет помещена мозаика, в первую очередь масштабом планируемой работы, а также характером заказчика и его требованиями к интерьеру и экстерьеру здания, ландшафтным объектам. Внашем случае набирается фрагмент мозаики для бассейна или ванной комнаты, условно называемый «Рыбка в Черном море».

Вначале делаются эскиз и картон работы в цвете. Скартона снимается калька-шаблон, который непосредственно используется при наборе мозаики для перенесения изображения на рабочую поверхность. Следующий этап- отливка плиты в том же масштабе, что и картон. Впрочем, можно воспользоваться и готовой плитой нужного размера. Наша мозаика будет иметь размеры 2030см, толщина плиты составит 2см. Для придания плите жесткости в нее закладывается арматура (сетка-рабица, подобные ей ячеистые сетки) и заливается раствором, приготовленным в пропорции одна часть цемента марки 500 и выше к четырем (пяти) частям песка. До заливки в плиту устанавливаются закладки из резины или пластилина, после удаления которых в пустоты будет вмонтирован крепеж. Плита сохнет два-три дня, в процессе затвердевания ее следует периодически поливать водой, для лучшего схватывания раствора. Обычно плита изготавливается прямоугольной, либо имеет конфигурацию рисунка. Для того чтобы в процессе отливки раствор не расползался и швы фрагментов мозаики при совпадении рисунка были минимальными, вокруг плиты делается деревянная или пластмассовая опалубка.

Если мозаика укладывается непосредственно на стену (так называемым прямым набором), арматура (та же ячеистая сетка) крепится к стене, на нее наносится раствор, выравнивается под один уровень, затирается, после чего он сохнет так же, как и в описанном случае с плитой. Настенная мозаика укладывается снизу вверх.

Пока плита сохнет, художник занимается подготовкой палитры. Под этим понимается подбор палитры по цветам под эскиз и колка смальты в требуемом количестве и в заданном художником модуле. Колка смальты- ответственный и только на первый взгляд несложный процесс. Очень важно иметь профессиональный и правильно заточенный инструмент. Кусок смальты раскалывается с помощью специально заточенного под тупым углом (65-70) победитового молотка. Сударной поверхности молотка снимается небольшая фаска, так что угол заточки практически близок к 90. Чтобы раскол смальты произошел точно по намеченной линии, под нее подкладывается угол из твердого сплава со сторонами по 2см и длиной от 2 до30см. Удар должен быть точным и резким. "Как в карате,- поясняет Наталья Владимировна.- Впоследний момент нужно вложить в удар всю энергию". Модули смальты могут быть разными: величиной со спичечную головку в микромозаиках и до 10см, как в мозаиках на станции метро «Комсомольская».

Непосредственно перед началом укладки смальты готовится раствор под смальту в соотношении одна часть цемента марки 500 к двум частям песка. Иногда для пластичности в него добавляется клей ПВА либо жидкое стекло. Спомощью мастерка на поверхность плиты накладывается слой раствора, достаточный для того, чтобы смальта не проваливалась и не возвышалась над плоскостью мозаики. Толщина слоя зависит от величины модуля смальты. Если размеры мозаики не позволяют закончить ее за один день, слоем раствора под смальту покрывается предположительно та площадь, на которую может быть уложена смальта.

На сырой сметанообразный слой раствора накладывается калька-шаблон, и по нему с помощью шила (ножа, любого острого предмета) на рабочую поверхность переводится рисунок. Если работа над мозаикой займет несколько дней, на сырой слой раствора переводится лишь та часть рисунка, которую художник в состоянии закончить в материале. Сразу после перевода рисунка начинается закладка смальты в сырой раствор. Если в течение рабочего дня закончить фрагмент не удается, то остатки незастывшего раствора обрезаются по рисунку и удаляются.

На следующий день все повторяется по вышеописанной схеме. Следует помнить, что старый раствор использовать нельзя. Вначале нового рабочего дня необходимо поливать водой фрагмент предыдущего дня, чтобы раствор приобрел прочность.

Случается, что в конце работы мозаика оказывается покрытой налетом цемента, въевшимся в смальту. Его необходимо смыть с помощью 10% раствора соляной кислоты. Теперь можно вынимать закладки и устанавливать крепеж (деревянные пробки, металлические штыри, проволоку и пр.).

Мозаика, которую мы по классической технологии набрали из смальт- византийская. Точно так же набирается и римская мозаика. Ее основное отличие от византийской- необходимость шлифовки поверхности. Вримской мозаике вместо смальты в значительной мере используются природные камни. На мой взгляд, мозаика у Натальи Владимировны, несмотря на незамысловатый сюжет, вышла на диво хороша. Ябы согласился вмонтировать такую в скучную кафельную стенку у себя в ванной комнате.

Впрочем, наблюдения за работой мастера не прошли для меня даром. Решил обзавестись собственными инструментом и материалом и продолжить художественные эксперименты для начала в своем туалете, а затем- по мере роста мастерства- перебраться на пол ванной комнаты. Хочется верить, что мои будущие творения не отобьют у домашних и гостей охоту пользоваться сантехникой. Не будем, однако, загадывать и проверим на практике.

Наш совет

Обязательно смачивайте фрагменты мозаики, набранные накануне.

Этот мир, что возьмем мы с собой
Закладка арматуры в опалубку.
Этот мир, что возьмем мы с собой
Установка пластилиновых закладок в места крепежа.
Этот мир, что возьмем мы с собой
Отливка плиты (закладка раствора).
Этот мир, что возьмем мы с собой
Выравнивание поверхности плиты.
Этот мир, что возьмем мы с собой
Нанесение насечки на слегка подсохшую поверхность плиты.
Этот мир, что возьмем мы с собой
Снятие кальки-шаблона с цветного картона.
Этот мир, что возьмем мы с собой
Нанесение тонкого слоя раствора под смальту.
Этот мир, что возьмем мы с собой
Колка смальты.
Этот мир, что возьмем мы с собой
Перевод рисунка на цемент с помощью кальки-шаблона.
Этот мир, что возьмем мы с собой
Углубление рисунка с помощью шила.
Этот мир, что возьмем мы с собой
Начало набора мозаики по фрагменту рисунка.
Этот мир, что возьмем мы с собой
Выравнивание отдельных, выступающих над поверхностью мозаики, модулей под общий уровень с помощью молотка.
Этот мир, что возьмем мы с собой
Укладка мелких модулей с использованием пинцета.
Этот мир, что возьмем мы с собой
Смачивание поверхности плиты для лучшего схватывания раствора.
Этот мир, что возьмем мы с собой
Выравнивание мозаики по плоскости с помощью деревянного бруска.
Этот мир, что возьмем мы с собой
Удаление излишков раствора с поверхности плиты в конце рабочего дня.
Этот мир, что возьмем мы с собой
Удаление цементного налета с поверхности мозаики раствором соляной кислоты (через два-три дня после окончательного засыхания плиты).
Этот мир, что возьмем мы с собой
Удаление опалубки.