Перпетуум-мобиле, или Игра в трансформацию

Квартира-студия архитектора Сухраба Раджабова, расположенная в исторической части Санкт-Петербурга. 94,7 м2 спартанской аскетичности.

Перпетуум-мобиле, или Игра в трансформациюПрихожая. Крашеные кирпичные стены не воспринимаются как материальные границы помещения. Рассеянный свет, отражаясь от белых поверхностей, зрительно увеличивает пространство Перпетуум-мобиле, или Игра в трансформациюОсновным украшением интерьера кухни неожиданно стала неокрашенная кирпичная стена Перпетуум-мобиле, или Игра в трансформациюКухня. Брутальная металлическая мебель перекликается с оборудованием из нержавейки Перпетуум-мобиле, или Игра в трансформациюПринцип аскетичного минимализма освободил хозяина квартиры от обязанности насыщать каждый квадратный метр полезными для хозяйства предметами Перпетуум-мобиле, или Игра в трансформациюДля этого помещения трудно подобрать функциональное определение. Самая разная мебель расположилась в просторной комнате автономными островками Перпетуум-мобиле, или Игра в трансформациюВ ванной комнате концентрация дизайнерских придумок неожиданно высока. Вместо созерцательности минимализма- армейская бодрость стиля high-tech Перпетуум-мобиле, или Игра в трансформациюВ соответствии с замыслом автора интерьера эта комната с ковром не требует штор. Их достойно заменил живописный вид на петербургские крыши

Перпетуум-мобиле, или Игра в трансформацию
Перпетуум-мобиле, или Игра в трансформациюПлан до реконструкции Перпетуум-мобиле, или Игра в трансформациюПлан после реконструкции

Эта квартира находится в исторической части Санкт-Петербурга. И, благодаря своему расположению (верхний этаж), словно парит над окрестными старыми зданиями. Представьте себе: в окнах — образчики пышной имперской архитектуры и переменчивое северное небо. Прятать такой вид за шторами или жалюзи было бы просто грешно. Поэтому хозяин принципиально выбрал открытые всем взорам окна. И не прогадал, поскольку теперь квартиру не покидает атмосфера вечно прекрасного северного города.

Другое несомненное достоинство этого жилища- подчеркнутая нестандартность. Интерьер, как принято писать в журналах, наглядно демонстрирует красоту пустоты, позволяет во всей полноте ощутить аскетическую прелесть свободного пространства. Кстати, вполне возможно, что воздушность и легкость квартиры, обусловленные обилием окон и минимумом мебели, стимулируют творческий процесс своего хозяина. Ведь предпочитал же Высоцкий писать, видя перед собой гладкую белую стену.

Но обо всем по порядку. До недавнего времени это была обычная питерская коммуналка, в которой проживали два холостяка. Как водится, они выпивали и, как водится, после выпивки дрались. Вобщем, ничего особенного, обычная "бытовуха". Упоминаем об этом лишь по одной причине- чтобы можно было вообразить, во что год за годом превращалась квартира. Ивот ее купили и расселили. После чего начался великий передел.

Новый хозяин, архитектор Сухраб Раджабов, с самого начала знал, что ему нужна квартира-студия. Все остальное носило на себе ощутимый отпечаток экспромта. Скажем, совершенно спонтанно возникло решение расширить дверной проем, ведущий из коридора в кабинет-спальню. Или в одночасье была придумана ниша в коридоре. Итак далее- продолжать список можно до бесконечности.

Первым делом были снесены стены, которые делили пространство квартиры на две комнаты и предваряющий их коридорчик. Сегодня об этих помещениях напоминают лишь особенности отделки пола: на месте уничтоженных стен красуется новый паркет. Как ни старался хозяин подобрать плашки в тон старым, они все-таки отличаются и цветом, и способом укладки («родной» паркет уложен неподражаемой совдеповской «елочкой»).

Кроме прежнего паркета, сохранены элементы лепнины на потолке и фрагменты старой штукатурки. Аеще кое-где обнажена кирпичная кладка, причем не из сентиментальных побуждений. Дело в том, что архитектор хотел избежать строгой геометричности, которую дает гипсокартон. Врезультате общее пространство спальни-кабинета-гостиной получило особую пластичность: одна стена идеально гладкая (гипсокартон); на двух других оставлена старая штукатурка (а как штукатурили победители социалистических соревнований, наверное, не надо рассказывать: поверхность получалась бугристой, наподобие лунного ландшафта); и, наконец, последняя стена спальни-кабинета радует глаз старинной кирпичной кладкой, сизящной небрежностью покрытой белой водоэмульсионной краской. Кстати, когда вскрыли бессчетные слои штукатурки и чуть расширили пространство, убрав слой кирпичей, над окнами сами собой получились небольшие романтические арки. Впрочем, романтика романтикой, но и о некоторой утилитарности не забыли. Поскольку хозяин- принципиальный противник обилия мебели и она сведена к спартанскому минимуму, подоконники опустили на пару кирпичей, обеспечив тем самым «посадочные места» грядущим гостям.

Конец XIXвека в России ознаменовался бурным ростом больших и малых мебельных мастерских. Массовое производство пришло на смену единичному и уникальному. Тем не менее жесткая конкуренция требовала от производителей высокого качества продукции и поиска индивидуальности, способствовала специализации. Врезультате одна мастерская выпускала плетеную мебель, другая- сэлементами выжигания, третья- предметы в различных исторических стилях и т.д. Кроме того, получает распространение продукция, которую можно сегодня назвать минималистской (ее истоки обнаруживаются в крестьянском быту). Эта мебель отличалась графичностью и минимальным количеством украшений. Затем, в начале XXвека, мебель стали производить из таких недорогих видов древесины, как бук, серый клен и ясень. Вкачестве основного способа отделки применяется матовая полировка.

Чтобы лучше понять прелесть этой спальни-кабинета, нужно видеть ее в солнечный день. Тогда помещение наполняется ярким светом, чему весьма способствуют белые стены и потолок. Кто назвал белый цвет выхолощенным и незатейливым? На самом деле, благодаря разной фактуре стен, свет на их поверхностях организует такие тени и полутени, каким позавидовал бы Рембрандт.

Может быть, как раз для того, чтобы гости вволю налюбовались игрой теней, хозяин квартиры и свел количество мебели к минимуму. Говоря его словами, "кровать, где спать, шкаф, чтобы повесить вещи, и стол на кухне, за которым можно собрать гостей,- а больше ничего и не надо". Шкаф достался новому владельцу от прежних жильцов. Правда, особых достоинств в неновом предмете мебели нет- это явно выраженный продукт массового производства начала XXвека. Но уже за столь приличный возраст его стоит уважать. Поэтому шкаф отчистили, покрасили в несколько размытые цвета и вставили в верхние части дверок стекла. И теперь он не только выполняет свою "врожденную" функцию, но еще и является частью дизайнерского замысла- играет в интерьере роль цветового пятна, на котором должен отдыхать глаз, соскучившись в белоснежном царстве. Втомже духе переосмыслены антикварные прялка и стол. Последний был обнаружен хозяином в одном из букинистических магазинчиков на Васильевском острове, где использовался как прилавок для потрепанных фолиантов. Вчерашнее торговое оборудование сегодня работает компьютерным столом, в будущем же его ждет почетная участь ломберного столика.

В целом мебель подбирали, имея в виду идею трансформации. Взависимости от настроения хозяина, предметы должны легко переезжать с места на место. Как следствие, спальня-кабинет каждый раз предстает совершенно в новом виде. Неплохой способ изменить интерьер, что называется, малой кровью- гораздо удобнее, чем ломать или строить стены. Поэтому в пространстве и не произведено четкое деление на зоны: вот здесь спальня, здесь гостиная, здесь столовая, а в том углу- кабинет. Все передвигается, смешивается и движется. Единственный стационарный элемент в помещении- ряд светильников, напоминающих уличные фонари. Они, во-первых, контрастируют с воздушно-белым цветом остального пространства и, во-вторых, совершенно органично вписываются в эстетику улиц Петербурга. Ведь, если помните, благодаря незашторенным окнам, город практически неотделим от интерьера.

Главная проблема, с которой сталкиваются начинающие аквариумисты,- отказ пираний от пищи в непривычных условиях. Этого не стоит пугаться, они способны без ущерба для здоровья голодать 3-4 месяца. Вэто время расходуется жир, накопленный в области спинного плавника. Впрочем, пираньи достаточно быстро ассимилируются в искусственной аквариумной среде. Помните: зубастые южноамериканки могут питаться живой рыбой, но этот корм способен заразить ваших любимиц различными болезнями и паразитами. Так что безопаснее кормить пираний свежемороженой рыбой, креветками, крабами, хорошо идет птичье семя, земляные черви и насекомые. Некоторые разновидности пираний с удовольствием потребляют нарезанные кусочками сушеные бананы, грецкие и бразильские орехи, коровье сердце и фасоль. Но ни в коем случае нельзя угощать южноамериканок сосисками, ветчиной и другими продуктами, имеющими в своем составе консерванты!

А поскольку в квартире свободно перемешаны несколько стилей, она воспринимается как своеобразный мостик между странами и временами. Например, бамбуковые кресла вносят в обстановку легкий колониальный оттенок. Арасширение проема между коридором и спальней, по мысли хозяина, должно давать некий намек на помпезность.

Кухня и столовая визуально отделены от прихожей металлической трубой. Она гармонирует с входной дверью, обшитой листовым железом, и воспринимается как своеобразное украшение. На самом же деле это всего-навсего вытяжка, изнутри поддерживаемая струной. Зона кухни представлена газовой плитой и рабочей мебелью, тоже металлической. Зато столовая проектировалась как маленький театр. Здесь установлен дубовый стол, окруженный тремя совершенно разными стульями. Каждый из этих стульев воспринимается как центр отдельной мизансцены. Тем более что и фон у всех трех разный: кирпичная стена, окно и гладкая белая гипсокартонная поверхность. Окирпичной стене хочется сказать особо. Сначала предполагалось покрасить кладку в белый цвет. Но оказалось, что проще оставить ее обнаженной, нежели долго и мучительно бороться с покрывающим стену грибком. Вот так: не было бы счастья, да несчастье помогло. Вокружении белого цвета ярко-красное пятно выглядит как нельзя более уместно.


Повод для медитации

Перпетуум-мобиле, или Игра в трансформацию
Человек- существо зависимое. Ине только от таких вселенских влияний, как судьба, предопределение и карма, но даже от заурядных привычек и пристрастий. Они могут толкать нас на противоречивые поступки. Исамое мудрое в таком случае- не противиться этому и уж тем более не казнить себя. Творите как бог на душу положит, а каверзные вопросы завистников смело отметайте. Ауж история, будьте покойны, расставит все по своим местам.
Казалось бы, создавая самый что ни на есть минималистичный интерьер, в котором даже роль кресла играет шезлонг, Сухраб Раджабов не должен был тратить силы на разработку нефункциональных элементов. Но все же любовь к рыбкам взяла верх над логикой и потребовала определенных финансовых и технологических жертв. Врезультате на свет явился аквариум. Да не простой, а встроенный в стенку между коридором и санузлом. Значительный вес просторного стеклянного параллелепипеда потребовал дополнительных конструкций, которые бы обеспечивали оптимальное распределение нагрузки. Они выполнены из металлических уголков, а уж потом все зашито гипсокартоном.
Красота заключенного в стекло фрагмента подводного мира, наполненного напряженной и полной загадок жизнью, располагает, с одной стороны, к мимолетному любованию, а с другой- вполне подходит для подробного и неспешного разглядывания с постепенным переходом зрителя в состояние медитации в положении сидя.

За гипсокартонной перегородкой находится санузел. Для того чтобы зрительно его расширить, использовали стеклянную тонированную дверь от финской кабины-сауны. Апоскольку гостей в доме бывает не сказать, что много, прозрачная дверь, ведущая в интимное помещение, не вызывает отрицательных эмоций. Цели визуального увеличения пространства санузла служит также 180-литровый аквариум-окно. Естественно, чтобы гипсокартонная перегородка выдержала такой вес, ее потребовалось укрепить металлом. И теперь можно наблюдать за жизнью пираний, не опасаясь за целостность сооружения.

В самом санузле вновь бросается в глаза обилие металла. Листовая нержавеющая сталь, покрывающая стены вокруг ванны, и выведенные наружу медные трубы вызывают смутные мысли о фабрике. Фабрике санитарии и гигиены. Вот такая неожиданная реплика из стиля high-tech.

Перпетуум-мобиле, или Игра в трансформацию
Название "рекс" эта порода кошек получила из-за сходства с королевским кроликом, также имеющим волнистую шерсть. Корниш-рекс впервые появился в 1950году в Бодмине (провинция Корнуолл, Великобритания) в помете обычных кошек в результате естественной мутации. Затем необыкновенных котят скрестили с их матерью для получения еще более волнистой шерсти. Другая разновидность рексов была получена в 1960году, тоже в Великобритании- вДевоне. Но девон-рексы и корниш-рексы из-за генетических отличий не скрещиваются между собой. Несмотря на короткую шерсть, эти кошки, по-видимому, не мерзнут- никто никогда не видел их свернувшимися в клубок. Рексы умны и предприимчивы, отличаются спокойным характером и выражают удовлетворение, как и собаки, помахивая из стороны в сторону хвостом. Уход за ними очень прост: нужно лишь часто поглаживать кошку, чтобы удалять из ее шерсти отмершие волоски. Рексов ни в коем случае нельзя перекармливать! Цена котенка корниш-рекса- от$500.

В общем, кажется, что квартира претерпела небольшие изменения. Однако это заблуждение. Кпримеру, новому хозяину пришлось изрядно повозиться со штукатуркой: перед выравниванием потолка с него был счищен слой толщиной 15см. Не обошлось и без выравнивания пола: делалась цементная стяжка на керамзитовой основе, сверху укладывалась гидроизоляция. Правда, при этом уровень пола остался неизменным.

Конечно, не все детали старого интерьера можно было сохранить. Так, старые рамы заменены белыми пластиковыми стеклопакетами. Вначале хозяин думал о деревянных оплетках, но они контрастировали бы с цветом стен. Зато старые радиаторы сохранны, да еще обрели, в дополнение к традиционной, новую функцию: древняя медная батарея теперь не только согревает, но и украшает дом.

В целом эта квартира представляет собой яркий образец интеллектуального подхода к дизайну интерьера. Отечественной публике такой подход знаком еще мало, а вот на Западе ему уже давно отдают предпочтение. Как известно, истинная роскошь не кричит, она- шепчет. Асвобода духа, наглядно продемонстрированная в этом интерьере,- элемент подлинной роскоши. Увы, доступный пока немногим.

Редакция предупреждает, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ требуется согласование проводимых переустройств и перепланировок.
Рекомендуем