Надежная переправа

Надежная переправаФото М. Ромакиной

Уложенные зигзагом длинные доски задают "петляющее" направление движения по переправе над болотцем Надежная переправа "РОСЛА" Надежная переправа ILBOSCO

Настил деревянного моста обычно делается из досок, реже - из полубревен Надежная переправа "МИЛЛЕНИУМ ПРОЕКТ"

Даже небольшие ручейки, расположенные на пути движения, потребуют возведения переправы Надежная переправа "ПАЛИСАД" Надежная переправаФото А. Дарусенкова

Мостик может быть плавным продолжением тропинки или же отделяться от нее несколькими невысокими ступенями Надежная переправаФото М. Кирилловой

Решетчатый навес создает полутень над мостом и служит опорой для посаженных рядом вьющихся растений Надежная переправа "РОСЛА"

Плоский деревянный мостик без перил усиливает ощущение простора на этом участке Надежная переправа "РОСЛА" Надежная переправа "ПАЛИСАД"

Перила, сделанные из канатов, вторят общей "морской" тематике строений Надежная переправаФото Н. Болотовой

При проектировании продумывается общий вид композиции: образ самого моста в сочетании с его отражением в воде Надежная переправаФото О. Ворониной

Переправу не стоит размещать слишком низко над водой: в дождливое лето уровень воды обычно повышается Надежная переправа "МИЛЛЕНИУМ ПРОЕКТ"

Для строительства "дороги" над водой в пейзажном саду уместно использование необработанных, максимально естественных стволов- скажем, березовых Надежная переправа "РОСЛА"

Типовые конструкции мостиков продаются на рынке готовыми Надежная переправаФото М. Ромакиной

Яркая окраска ограждения позволяет выделить мост из зеленой массы окружающей растительности Надежная переправа "МАСТЕРСКАЯ ЧЕРНЯХОВЧКОГО И ЛАЦИСА"

Перила обычно устанавливают на высоте 90см от полотна настила Надежная переправаФото М. Ромакиной

Переправу из досок при необходимости можно соорудить за несколько минут Надежная переправаФото М. Ромакиной

В японском саду мосты часто возводят над "сухими" ручьями и водоемами, акцентируя присутствие водной стихии в ландшафте Надежная переправаФото О. Ворониной

Между досками настила оставляют небольшие зазоры- для проветривания Надежная переправа "БРУНС ПАРК"

Рядом с цветниками или скульптурными ансамблями переправу, как правило, делают скромной и незатейливой, чтобы не отвлекать внимание зрителей
Владельцы загородных домов все чаще и чаще стремятся разнообразить рельеф своих владений: сооружают пруды, ручьи и водопады, возводят насыпные горы и горки. Ачтобы по участку было удобно передвигаться, непременно строят мостики

Надежная переправа "ПАЛИСАД"

Столбы ограждения стилизованы под архи-тектурные элементы восточных строенийСтроительство миниатюрных мостиков (а именно таковы, в сравнении с большими или даже гигантскими "общественными" мостами, почти все конструкции, возводимые на загородных участках)- особая задача для ландшафтного архитектора. Казалось бы, что может быть проще: установил опоры, настелил на них полотно для ходьбы и сделал по бокам перила для удобства. На самом же деле, чтобы соорудить красивый и прочный мост, даже небольшой, требуется достаточно серьезная инженерная разработка проекта. Когда приобретаешь готовое, типовое изделие, то задумываться о необходимости расчетов, скорее всего, не придется- как правило, они уже проведены производителем. Если же объект оригинальный и изготавливается под заказ, то, вероятно, вам понадобится дополнительно приглашать специалиста-конструктора.

Мостики сооружают над петляющим по участку ручейком или над прудом, стремясь разделить его на несколько зон (например, на водный сад и место, предназначенное для купания животных); над декоративными болотцами, засаженными влаголюбивыми растениями, и каналами. Надежная переправаФото М. Кирилловой

Мостик из каменных плит на опорах соединяет берег с островком Мостики тянутся от берегов к островам посреди водоемов, обеспечивая туда свободный доступ. Почти всегда они акцентируют присутствие водной стихии в саду. Иособенно это ощутимо в японском садике, где мосты устанавливают над сухими ручьями и прудами из гальки, которые у человека с европейским складом мышления не всегда ассоциируются с водным пространством. Еще их строят, если ландшафт пересечен глубокими овражками, ложбинами,- в тех местах, где они встречаются с тропками и дорожками. Бывает, что участок отделен от дороги водосборным кюветом, и тогда существует несколько вариантов оборудования удобного подхода и въезда для автомобиля. Надо рвом можно соорудить насыпь (предварительно уложив на дно бетонную или стальную трубу достаточного диаметра) или же перекрыть его мостом.

Конструктивные решения

Надежная переправаФото О. Ворониной

Дорожка и переправа сделаны из плиток круглой формы разных размеровПростейший мостик можно соорудить, перекинув через небольшой ручей или овражек широкие деревянные доски. Схожую плоскую конструкцию имеет переправа из массивной каменной плиты, прочно опирающейся на противоположные берега. "Брод" через неглубокий ручеек можно сделать из достаточно крупных камней с относительно ровной верхней поверхностью, уложив их на дне русла. Кстати, именно по камням путешествуют по водной глади в японском саду. Вэтом случае камни (или плиты на опорах) кладут на удалении друг от друга- так, чтобы расстояние от центра одного до центра другого равнялось ширине шага. Они возвышаются над уровнем водоема на 10-15см или даже меньше. Когда плитки расположены почти вровень с зеркалом воды, со стороны кажется, что идущий по ним человек движется по воде. Но все подобные конструкции сложно назвать мостиками в полном смысле этого слова.

Большинство предлагаемых на рынке мостиков деревянные, они имеют очень схожую конструкцию: две направляющие лежни (прямые или дугообразные) с уложенным поверх них полотном настила и поручнями по бокам. Лежни изготавливают из клееной древесины (сосны, лиственницы идр.). Для настила обычно используют стандартные доски 10040мм, располагая их на небольшом, 5-7мм, расстоянии друг от друга. Эти зазоры нужны для вентиляции дерева. Кроме того, они позволяют не гнуть доски при строительстве непрямых конструкций. Лучшим же материалом для настила является палубная доска.

Считается, что для комфортной ходьбы мостик не должен изгибаться очень сильно Надежная переправаФото О. Ворониной

Переправа, покрытая металлическим листом с замысловатыми узорами или даже текстами, может надолго приковать внимание гуляющих(максимальный подъем дуги- не более 10% от длины моста, то есть 30см на 3м длины). Излишне горбатые мостики, конечно, весьма изящны и необычны, их часто ставят в декоративных целях, но в дождь передвигаться по такой конструкции может быть даже опасно.

С наружной стороны к балкам на болтах крепят стойки- опоры для поручней. Для небольшого мостика достаточно двух-трех стоек. Перила, рассчитанные на взрослого человека, помещают на высоте 90см, а предназначенные для детей- на высоте 40см. Промежутки между опорами можно заполнить фигурными элементами с геометрическим или растительным декором. Одни лишь они способны превратить самый, казалось бы, обычный мостик в уникальное и ни на что не похожее сооружение. Тем, у кого есть маленькие дети или домашние животные, ограждающую конструкцию рекомендуется сделать максимально плотной- для безопасности.

Древесину, за исключением самой устойчивой к воздействию атмосферных осадков лиственницы, обрабатывают защитными составами. Если мостик окрашивают, то для настила лучше выбрать краску потемнее (например, коричневую), а для поручней- ту, которая будет гармонично сочетаться с цветом окружающих построек.

Надежная переправаФото М. Ромакиной

Несколько каменных плит, свободно уложенных на дне ручья,- один из простейших способов сооружения переправыОпирают мостик на заранее подготовленный фундамент: по обоим берегам на глубину 60-80см устанавливают железобетонные блоки, выполняющие функцию концевых опор (устоев). Существуют еще опоры промежуточные (или быки), но они нужны лишь для протяженных мостов- например для деревянного сооружения длиной 15м. Если мост перекинут над каналом, предназначенным для прогулок на лодках и катерах, то один или два центральных пролета можно сделать подвижными. Такой мост называется разводным.

Продумайте, как тропинка будет перетекать в мостик: плавно и незаметно (в этом случае начало моста и конец дорожки совпадают по высоте и фундамент делают чуть ниже уровня земли) или же через небольшую ступеньку.

Изредка ландшафты украшают висячими мостиками. Их несущую конструкцию выполняют из гибких элементов (кабелей, канатов, цепей, изготовленных, как правило, из высокопрочной стали). Для заполнения пролетов обычно используют деревянные доски. Висячие мосты удобно возводить над глубокими оврагами: будучи даже достаточно протяженными, они не требуют сооружения промежуточных опор. Прототипами современных висячих мостов, кстати, являются известные со времен глубокой древности веревочные переправы. Устроены они были так: через ущелье, горный поток или овраг перекидывалось две или несколько толстых веревок или лиан, а между ними укладывались доски.

Андрис Куликов, архитектор компании «МИЛЛЕНИУМ ПРОЕКТ»:

Надежная переправа "МИЛЛЕНИУМ ПРОЕКТ" Надежная переправа "МИЛЛЕНИУМ ПРОЕКТ" "Все водные объекты на данном участке создавались искусственно. Когда-то это была ровная и слегка заболоченная местность, но потом, по воле заказчика и согласно разработанному проекту, рельеф изменили: Надежная переправа "МИЛЛЕНИУМ ПРОЕКТ" вырыли канал для воды, организовали небольшие ручейки и водопад, а из отвала возвели гору. Хозяева очень любят бывать в Венеции и хотели, чтобы и на их участке пролегали каналы, подобные венецианским. Тогда же была спроектирована целая серия мостиков, призванных обеспечивать свободное передвижение по всей территории усадьбы. Чтобы они гармонично смотрелись рядом друг с другом и окружающими постройками, все мостики решили выполнить из дерева. Конструкция же каждого разработана по индивидуальному проекту. Прообразом для самого большого моста (автор проекта- архитектор Леонид Демьянов) стало колесо корабельного штурвала. Он расположен близко к воде, поэтому, чтобы по каналу можно было проплыть на лодке, мост сделали подъемным. Подплываешь к мосту и рукой приподнимаешь центральную часть постройки, освобождая проем шириной около 1,5м. Надежная переправа "МИЛЛЕНИУМ ПРОЕКТ" Потребовался точный инженерный расчет системы противовесов и рычагов, чтобы силы одного человека хватило для подъема этой достаточно тяжелой конструкции. Кстати, данный мост предназначен и для проезда всадника (лошади- еще одна слабость хозяев). Другой мостик украшен небольшой открытой беседкой. Сидя здесь, можно в тишине наблюдать за мерным течением воды или даже ловить рыбу. Те же из «дорожек над водой», что расположены ближе к дому и основным прогулочным тропам, оснастили светильниками. Отражаясь вечерами в темном зеркале воды, они создают особую атмосферу умиротворенности».

Стоимость стандартного, изготовляемого серийно деревянного мостика длиной около 3м - порядка 12000-15000руб. Любые конструкции с нетиповыми элементами, а тем более проектируемые под заказ изделия будут стоить дороже (последние- дороже значительно).

Вместо лежней на подготовленные основания можно уложить железобетонные балки, а на них- стальную раму. По стальному пролету устраивают деревянный настил либо заливают по арматурной сетке бетонную стяжку, а поверх бетона на песчаной подушке выкладывают тротуарную плитку, брусчатку или железобетонные плиты. Такие конструкции гораздо тяжелее деревянных. Кованые мостики тоже имеют большую массу, но выглядят при этом необыкновенно легкими и ажурными. Коваными обычно делают пролетные фермы и перила. Настил же может быть любым- из досок, асфальта или брусчатки.

Сергей Черняховский, архитектор «МАСТЕРСКОЙ ЧЕРНЯХОВСКОГО И ЛАЦИСА»:

Надежная переправа "МАСТЕРСКАЯ ЧЕРНЯХОВЧКОГО И ЛАЦИСА""Согласно японской традиции, некоторые тропы и мостики делаются не столько для обычных прогулок, сколько для путешествий духом и воображением. Этот мостик предназначен прежде всего для таких вот "прогулок взглядом". По конструкции он- почти точная копия моста одного из красивейших парков рядом с царским дворцом в Киото в Японии. Несущее основание из бруса дополнено легким арочным завершением- именно такой прием позволил создать ощущение невесомости этой достаточно сложной конструкции, способной выдержать нагрузку до 1,5 т. На сооружение моста ушло около 2м3 древесины, строительным же материалом решено было выбрать лиственницу. Во-первых, потому, что она устойчива к воздействию атмосферных осадков и не требует многоэтапной обработки (ее достаточно просто покрыть морилкой), что дает возможность сохранить приятную на ощупь фактуру древесины. Аво-вторых, потому, что лиственница благородно стареет и со временем лишь приобретает особый шарм. Довольно миниатюрный по размерам мостик (его ширина- всего 85см, высота- 130см, а длина- 3м) отделяет японскую зону ландшафта от всех остальных и ведет к небольшому островку площадью около 5м2. Он образован пятью камнями, тремя крупными и двумя поменьше, и, если смотреть сверху, напоминает плывущую черепаху. Главное же сооружение японского уголка- домик-беседка для чайных церемоний - тоже миниатюрное. Отсюда открывается один из красивейших видов, и именно здесь хозяин любит подолгу наслаждаться одиночеством. Сильный изгиб моста позволяет акцентировать подъем, почувствовать момент перехода из одного пространства в другое».

Стилистические решения

Мостики- лишь один из декоративных элементов сада, включенный в общую композицию наравне с системой дорожек, малыми архитектурными формами (беседками, скамейками ит.д.), разнообразными цветниками, скульптурами. Сооружают их с учетом характера и стилистики всех деталей ландшафта и близлежащих жилых построек. Следует заранее продумать форму, силуэт мостика и то, как будет смотреться его отражение в воде. Особенно эффектны в этом смысле сильно изогнутые, горбатые мостики. Большой по площади водоем можно украсить массивной, основательной конструкцией. Если же возводится переправа через узкий ручеек или крошечный прудик, то и мостик делают соответствующим. Также обращают внимание на облик окружающих строений и посадок- мостик должен гармонично сочетаться с ними по стилю и быть соразмерным им. Очевидно, что если элементы оформления окон и крыльца дома, скамейки и фонари изготовлены из изящного кованого металла, то перила и заполнение пролетов мостика лучше сделать коваными, выбрав схожий орнамент. Например, это может быть "плетенка" из причудливо изогнутых тонких веток, листьев, диковинных цветов или даже силуэтных изображений сказочных животных. Не менее интересны узоры геометрические, набранные из всевозможных простейших фигур (круга, квадрата, ромба) в сочетании с изящными линиями- прямыми, волнистыми, зигзагообразными. Рядом с домом-теремом уместен мост деревянный, с резьбой. Если же в декоре построек преимущественно использован камень, то настил моста тоже выполняют из камня, а балясины для перил отливают из цемента.

Сооружения изогнутых форм обычно более эффектны, поскольку создают контраст горизонталям крыш и водных поверхностей. Иногда- например, если неподалеку от моста высажены относительно монохромные по тону группы деревьев и кустарников- его делают очень ярким и нарядным. Вкитайских садах, скажем, мостики почти всегда окрашивают в красный цвет, порой комбинируя его с черным. Если же конструкция расположена рядом с цветниками или альпийской горкой, то в ее оформлении лучше не использовать ярких красок- в таком окружении она потеряется или, наоборот, будет отвлекать на себя внимание.

Подмостки

Надежная переправаФото Е. Лучина

Красная окраска перил характерна для восточных садовБлизкие родственники мостов- подмостки. Это площадки, словно парящие над водой возле береговой линии. Обычно они являются продолжением садовой тропинки и делаются деревянными. На них часто ставят скамейки, а иногда даже небольшие беседки. Сидя здесь, приятно наблюдать за жизнью пруда, ловить рыбу. Если водоем предназначен и для купания, то это еще и удобное место для ныряний.

Устанавливают подмостки на сваях, к которым крепят раму (металлическую или деревянную), а к ней, в свою очередь,- доски настила. На берегу настил опирается на фундаментные столбы, подобные тем, что сооружают для мостиков. Сваи, как правило, делают из металлической трубы, например, квадратного сечения 100100мм. Столбы ставят через каждые 3м. Их высоту рассчитывают так: 60-80см глубины залегания в земле+глубина водоема+30-40см, которые будут возвышаться над водой. Впленочном пруду сверху на опоры надевают "рукава", сделанные из той же пленки, что и покрытие чаши. Нижний срез "рукава" приваривают к пленке на дне водоема, а верхний обязательно выводят выше уровня воды. Приваривать пленку к металлу не следует. По периметру всего настила сооружают деревянный карниз высотой в две доски- чтобы скрыть не слишком эстетичные на вид металлические опоры и пленку вокруг них. Между поверхностью воды и нижней кромкой карниза рекомендуется оставить не менее 20см: как и все деревянные конструкции, подмостки должны "дышать" и вентилироваться. Ктому же в периоды дождей и весеннего паводка уровень воды в пруду может повышаться и затапливать настил. Если же расстояние между подмостками и водной гладью сделать больше, то ощущение того, что ты находишься прямо на поверхности водоема, исчезнет. Кстати, специалисты считают, что подмостки должны перекрывать не более 25% зеркала воды.

По периметру конструкции обычно сооружают ограждение, прежде всего из соображений безопасности. Например, развивая связанную с водной стихией морскую тему, можно протянуть канаты (диаметром, скажем, 5см). Более надежное ограждение (а оно необходимо, если в саду бывают маленькие дети) делают из дерева.

Редакция благодарит компании «МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ», «МАСТЕРСКАЯ ЧЕРНЯХОВСКОГО И ЛАЦИСА», «МИЛЛЕНИУМ ПРОЕКТ», «ПАЛИСАД» и «РОСЛА» за помощь в подготовке материала.

Рекомендуем