На берегу Балтики

Квартира в Риге, расположенная в полусотне метров от моря, в окружении корабельных сосен. Место для летнего отдыха площадью 48,5 м2.

На берегу БалтикиМежду двумя симметрично расположенными выходами на балкон нашлось место для группы, состоящей из дивана и журнального стола. Этот уголок обозначает центр гостиной и служит любимым местом отдыха домочадцев. Легкие жалюзи смягчают яркое освещение На берегу БалтикиСветлые стены, потолок и ламинат на полу, почти белоснежный диван и ковер молочного цвета оттеняют журнальный стол и кухонная мебель из темного дерева На берегу БалтикиБарная стойка решена нетрадиционно: вместо громоздкой конструкции- изящный приставной столик в нише стены На берегу БалтикиДомашний кинотеатр и монитор компьютера- полноправные участники "интерьерного действа": согласно канонам стиля и требованиям удобства, они занимают минимум места На берегу БалтикиСкромная по площади квартира выглядит более просторной благодаря грамотному использованию блестящих поверхностей, светлых отделочных материалов и регулируемого искусственного освещения. Большое, во всю стену, окно скорее объединяет, чем разделяет внешнее и внутреннее пространство На берегу БалтикиКухня и гостиная легко сливаются в единое пространство. Огранице между ними напоминают лишь рельсовые направляющие раздвижной перегородки на полу и потолке На берегу БалтикиДля того чтобы изолировать кухню от гостиной, достаточно сдвинуть только одну из пяти секций раздвижной перегородки На берегу БалтикиПлан до реконструкции На берегу БалтикиПлан после реконструкции На берегу БалтикиЭтот уголок квартиры пока служит и детской, и спальней для взрослых. Сейчас ребенку год, и пока ему будет достаточно маленькой детской кроватки На берегу БалтикиВ оформлении ванной присутствуют как элементы стиля минимализм, так и мотивы восточной экзотики (плетеные аксессуары). Чем не намек на дальние странствия, о которых невольно думаешь, сидя на морском берегу? На берегу БалтикиИспользованная в оформлении ванной мозаика вводит в интерьер тему воды и песка, соленых брызг и кусочков янтаря Рижского взморья

Кажется, что сюда долетают соленые брызги взморья, а в воздухе витает тонкий аромат сосновой смолы. Ведь квартира, о которой мы хотим рассказать, находится всего в полусотне метров от моря, в окружении корабельных сосен. Архитекторы постарались сохранить настроение места, обозначив стилистику как "японский модерн". Главные свойства интерьера- лаконизм форм, простота и функциональность, идеальная сочетаемость с окружающей природой. Словом, получился чудесный уголок для летнего отдыха молодой семьи с ребенком, к тому же созданный за рекордно короткий срок- всего за 2,5месяца.

Здание пансионата под Ригой, где расположена квартира, построено еще в советское время. Это обычная каркасно-бетонная коробка, разделенная на ячейки гостиничных номеров. После того как Латвия стала отдельным самостоятельным государством, дом перешел в частные руки. Иновые владельцы затеяли его реконструкцию: все внутреннее пространство было превращено в небольшие квартиры-студии без отделки, предназначенные для продажи. Одну из таких квартир площадью 48,5м2 и купила молодая пара для летнего отдыха. Как мы увидим, это оказалось весьма удачной альтернативой комфортабельной даче на морском побережье.

Главное, чего ждали новые владельцы квартиры от проектировщиков,- максимально быстрое завершение всех работ. Ожидания вполне оправдались: разработка дизайн-проекта длиласьмесяц, а на строительство и отделку потребовалось 6 недель! Учитывая высокое качество работ, такие сроки кажутся просто фантастическими.

Ввопросах стиля заказчики и дизайнеры Иева Зирните и Райво Риекстиньш нашли взаимопонимание быстро. Владельцы квартиры хотели получить интерьер «без излишеств», и дизайнеры их в этом поддержали. Жилая площадь (менее полусотни квадратных метров), по их мнению, так или иначе должна трактоваться в духе функционализма или, как сейчас принято называть строгий современный интерьер, в стиле минимализма. Ведь перегруженное деталями и дробными формами небольшое пространство начинает раздражать неоднородностью и пестротой.

Мобильный дом — от прошлого к будущему

Идея мобильного дома, который может приспосабливаться к нуждам своих обитателей (изменять функциональные зоны по мере роста или уменьшения числа домочадцев и перемен в образе их жизни), появилась в двадцатые годы прошлого века. Ее идеологи и разработчики- Ле Корбюзье, провозгласивший дом "машиной для жилья", архитекторы Баухауса и русские конструктивисты (например, Мельников). Вконце XXв. их последователи разработали ряд интересных проектов дома-конструктора. Так, японский архитектор Курасава придумал здание, состоящее из бетонных ячеек с нишами, в которые можно устанавливать пластмассовые блоки кухонь и санузлов с готовым оборудованием. Предполагалось предотвращать быстрый моральный износ подобных зданий, каждые 8- 10 лет меняя встроенные блоки вместо того, чтобы сносить или реконструировать весь объект. Впоследнее десятилетие идея мобильного дома расширяется. Чего стоят такие варианты со всем необходимым для жизни наполнением, как «дом на колесах», способный переезжать куда угодно со своими хозяевами, или дом, который можно собрать всего за 6 часов.

Стремление к правильной симметрии- одна из характерных особенностей творческого почерка Райво и Иевы. Фактически квартира, как по линейке, расчерчена на четыре функциональные зоны. Половина площади отдана под гостиную, квадрат в глубине- под ванную, остальные метры поровну разделены между детской и прихожей, "плавно перетекающей" в кухню. Два симметричных выхода из гостиной на балкон, симметричная расстановка мебели вдоль стен и по центральной оси гостиной- все это вносит в пространственное решение строгую упорядоченность и безупречную логику. При создании комфортной среды для молодой семьи Райво и Иева реализовали идею мобильного жилья. То есть интерьер способен меняться, трансформироваться, подстраиваясь под нужды своих владельцев. Каким же образом? Прежде всего, проектом предусмотрена возможность объединения трех разных помещений- гостиной, кухни и детской- или же их разделения с помощью раздвижной перегородки, пересекающей квартиру прямо посередине. Сама конструкция изготовлена из полупрозрачного молочно-белого стекла в алюминиевом каркасе латвийской фирмой RIPO. Перегородка состоит из пяти секций. Они могут передвигаться по рельсовым направляющим, закрепленным на полу и потолке. Вообще эта перегородка стала чуть ли не ключевым фактором организации пространства- и функциональным, и декоративным. Сее помощью удалось избежать монотонности и однообразия интерьера. Ведь в плане квартира представляет собой простой прямоугольник с высотой стен около 3м, лишенный каких-либо выступов, эркеров и прочих пластических элементов. Спомощью «мобильной стены» границы между различными функциональными зонами (например, местом для отдыха и приготовления пищи) можно лишь чуть обозначить, превратить в эффектные кулисы или же полностью закрыть.

Цветовой минимализм

Активное использование белого цвета в современном европейском дизайне началось с освоения японской стилистики, давшей начало такому направлению, как минимализм. Втрадиционном японском доме белый цвет символизирует гармонию, а многочисленные вариации с едва заметными вкраплениями в белый других цветов напоминают о многообразии мира и способствуют утонченной созерцательности. Игра света и тени трактуется как бесконечная изменчивость, контраст белого и черного- как борьба и единство противоположностей. Первая волна увлечения западных дизайнеров идеями японской архитектуры пришлась на 60-е годы XXв., удачно совпав с концепцией функционализма. Стех пор "японский стиль" не теряет своей популярности, всегда находя сторонников, которые предпочитают лаконизм форм и линий при минимуме красок. Основным цветом в таких интерьерах является, конечно, белый. Он дополняется большими плоскостями приглушенных тонов, например полами из натуральной древесины, серой мебелью ит.д. Акцентами служат небольшие яркие пятна: подушки на диване, ваза с живыми цветами, произведение современной живописи на стене.

Кроме того, решив "сыграть" на этой важной детали, авторы учли и еще одну особенность планировки. Дело в том, что все окна квартиры выходят на одну сторону, поэтому часть помещений значительно удалена от источников естественного света. Полупрозрачная же перегородка обеспечила его доступ практически во все зоны квартиры. Детская, кухня и прихожая достаточно освещены даже при полностью закрытой стеклянной перегородке. Единственное помещение квартиры, в которое солнечные лучи не попадают никогда,- ванная комната.

Учитывая маленькую площадь и сезонный характер жилья, прихожую и кухню расположили совсем рядом. Довольно смелое, но вполне удачное в данном случае решение. Кухонное оборудование и корпусная мебель выстроились вдоль стены коридора буквально в полуметре от входной двери. При этом ширина "функциональной" зоны составляет всего 40см, а количество предметов сведено к минимуму: плита с вытяжкой, мойка, разделочный стол между ними, холодильник и легкие навесные шкафы. Таким образом, зона приготовления пищи не мешает движению, логично и непринужденно объединяясь с прихожей. Матовые стеклянные дверцы навесных шкафов и блестящие поверхности холодильника, плиты, вытяжки и нижних шкафов превратили мини-кухню в визуально просторный и нарядный уголок. Это впечатление усилено цветовым контрастом между темным нижним рядом оборудования и светлым верхом ярусом. Естественным продолжением кухни стала барная стойка, расположенная в глубине гостиной, вдоль общей с кухней стены. Воформлении этой зоны минималистичная стилистика достигает апогея. Спомощью гипсокартона дизайнеры оборудовали неглубокую стеновую нишу с верхней декоративной подсветкой из встроенных галогенных лампочек. Книше примыкает барная стойка- узкий приставной стол на металлических ножках. Рядом- два высоких табурета аналогичного дизайна. Удобная мебель выглядит почти невесомой, нематериальной. Тем не менее, ее прочность и функциональность не вызывают сомнений. Узкая горизонтальная полоса зеркала, расположенного на уровне взгляда сидящих на барных табуретах, узкая вертикальная призма японского светильника на полу продолжают в интерьере тему линейной геометрии.

В копилку идей

Несколько метров для сна

Размещение функциональных зон, необходимых для жизни семьи из трех человек, на небольшой площади потребовало поиска нестандартных решений. Например, в организации спального места. Вдневное время оно не должно занимать лишних квадратных метров, загромождая и без того маленькую квартиру. Сдругой стороны, расположение всех окон на одной стене привело к появлению в глубине интерьера постоянно затененных зон. Дизайнеры нашли решение, устранившее сразу обе проблемы: устроили спальное место, оно же место для отдыха в дневное время, которое легко поднимается и убирается в шкаф, расположенный в самой темной, максимально удаленной от окон части квартиры. "Этот прием использовался еще в древней Японии",- говорят Райво и Иева, выбравшие для организации жилой площади в 45,4м2 концепцию мобильного дома. Благодаря фасаду из тонких алюминиевых рам с белым матовым стеклом шкаф не кажется громоздким и «работает» на визуальное увеличение пространства.

На противоположной стене гостиной, строго симметрично барной зоне, устроена точно такая же ниша с подсветкой. Но если первая служит неким алтарем гурманства, то эта- скорее уж алтарь высоких технологий, поскольку акцентирует в пространстве зону домашнего кинотеатра. Невольно ловишь себя на ассоциациях с японской традицией, давшей жизнь современному минимализму. Вархитектуре Японии существует традиция токонама и мэйбуцу: в стене устраивается ниша (токонама) для культового предмета жилища (мэйбуцу), которым могут служить икебана, гравюра или какое-либо другое произведение искусства. Современное переосмысление древнего приема организации пространства в духе high tech весьма красноречиво: «культовым предметом» в нише стал элегантный домашний кинотеатр. Рядом нашлось место для новой модели компьютера, которым хозяева пользуются даже во время отдыха.

Между двумя этими "флангами", строго по центру гостиной, расположился большой уютный диван со светлой обивкой- своего рода дань сибаритству в строгой и сдержанной обстановке. На фоне деревянных жалюзи цвета вишни, рядом с черным журнальным столом простейшей формы он выглядит просто роскошным. Адля полноты комфорта его дополняет мягкий длинноворсовый ковер под ногами. Светлая банкетка напротив, несколько больших горшечных растений на полу, врезанные в потолок галогенные светильники- вот, собственно, и все «действующие лица» этой части дома.

Встрогих формах выполнена и детская. Однако, в отличие от гостиной, решенной в черно-белой гамме, здесь светлые стены и ламинат на полу оживляются яркими предметами мебели, соответствующими юному возрасту своего владельца. За стеклянной перегородкой прячется спальное место- напольный матрас с удобными подушками. Все эти предметы легко убираются в соседний шкаф. При желании детскую можно включить в интерьер гостиной, просто сдвинув створки мобильной перегородки.

Нестандартная отделка для ванной

Выбор отделочных материалов для ванной комнаты, определяемый условиями повышенной влажности, зачастую сводится к стандартному варианту- керамической плитке или ее более дорогостоящей альтернативе- мозаике. Однако, при всем существующем на сегодняшний день разнообразии плитки, не стоит забывать и о других, не менее выразительных способах оформления "мокрых" зон. Например, о применении облицовочных панелей с водоотталкивающей поверхностью. При их вертикальном размещении визуально "приподнимается" потолок. Великолепно смотрятся на полу матовые плиты натурального камня, которые получаются за счет обработки материала в пескоструйном аппарате. Кроме того, на такой поверхности вы не поскользнетесь. Фактурные же штукатурки превращают помещение в подобие каменного грота. Вданном случае для отделки стен ванной комнаты была использована водостойкая краска BeckerS. Полученные с ее помощью однородные светлые поверхности без швов зрительно увеличили пространство и стали спокойным фоном для элементов, отделанных мелкой мозаикой,- колонн и обрамления зеркала. Почти монохромная отделка конструктивного элемента соседствует с вкраплениями тессер голубого и охристого тонов на раме, что придает зоне умывальника большую легкость.

Вдизайне ванной комнаты главной стала тема воды и песка, навеянная окружающим ландшафтом. Песчаный пляж символизируют светлые, чуть желтоватые стены и пол, отделанные краской BeckerS и плиткой. Иллюзию водной ряби создают фрагменты мозаики в облицовке колонн и рамы зеркала- кажется, что это застыли морские брызги и кусочки янтаря. Строгая обстановка ванной комнаты дополнена мотивами восточной экзотики: плетеная мебель вписалась в этот геометричный интерьер.

"Японский модерн", по определению авторов проекта,- это минимализм с элементами восточной философии. Как и в традиционном японском жилище, в квартире на Рижском взморье каждый сантиметр пространства использован максимально бережно и эффективно. Впечатление художественной выразительности достигается за счет взвешенного баланса простых форм и линий, тонкой игры на сочетаниях белого и черного, на нюансах света и тени. Гармония интерьера и природного окружения за окном- что еще нужно для счастливого, незабываемого отпуска?

Редакция предупреждает, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ требуется согласование проводимых переустройств и перепланировок.
Рекомендуем