Возвращение каменного века

Пространство с мощной энергетикой, возникающей на стыке архаических мотивов и стиля high tech. Реконструкция «трешки» площадью 125 м2 в новом доме.

Возвращение каменного векаЭлементы стиля high tech появляются уже в прихожей. Зеркальные шкафы с металлическим каркасом и стальные стойки со стеклянными полками задают вертикальный ритм пространству Возвращение каменного векаПол в прихожей выполнен из мраморной плитки Cottovenetto. Ее "состаренная" фактура- дань все той же архаике Возвращение каменного векаГостиная проектировалась как экспозиционное пространство для работ хозяина- известного скульптора Возвращение каменного векаЭффектный журнальный стол способен к трансформации: когда приходит много гостей, его столешница поднимается на нужную высоту и служит продолжением обеденного стола Возвращение каменного векаМозаичные панно дизайнера Татьяны Егоровой- Орлетиновой- самобытное искусство, в котором улавливаются мотивы архаики и бионики. Композиция выполнялась вручную, непосредственно на стене, методом прямого набора Возвращение каменного векаИз каждой точки интерьера открываются новые, неожиданные ракурсы. Вид из обеденной зоны на прихожую Возвращение каменного векаДизайн ванной комнаты прост и лаконичен. Сиреневая плитка, сантехника простых геометрических форм, зеркала и металлические аксессуары- прекрасная иллюстрация к современным представлениям о стильности и комфорте. Обращает на себя внимание необычная раковина. Она примерно в три раза шире обычной и напоминает уменьшенную копию ванны Возвращение каменного векаВнутри колонны в спальне спрятаны инженерные коммуникации. Необходимость замаскировать техническую "начинку" послужила причиной создания оригинального мозаичного панно с растительными мотивами Возвращение каменного векаСпальня выдержана в дополняющих друг друга зеленоватых и розоватых оттенках Возвращение каменного векаПлан до реконструкции Возвращение каменного векаПлан после реконструкции

Этот интерьер рождался в творческих спорах. Хозяева квартиры- люди искусства, дизайнеры- их друзья еще со студенческих времен. Укаждого была своя точка зрения на то, каким должно получиться жилище. Ивот результат: пространство с мощной энергетикой, возникающей на стыке противоположностей- бионики и стиля high tech, покоя и экспрессии, архаических мотивов и современности.

Квартира находится в центре Москвы, в новом доме. Купив ее, хозяева, как водится, получили коробку (несущие стены, пол и потолок), в которой предстояло организовать стильный и удобный для жизни интерьер. Несмотря на то что новостройка по своему местоположению и, соответственно, стоимости квадратного метра относится к разряду элитных, качество строительства оставляло желать лучшего. Черновую подготовку полов потребовалось провести заново. Также устранили дефекты стен, да еще перенесли часть инженерных коммуникаций, чтобы более рационально организовать пространство.

По объективным причинам ремонт длился полтора года. За это время произошло немало случаев, которые теперь, когда все позади, кажутся смешными. Сначала строители умудрились просверлить дрелью сквозное отверстие в квартиру, расположенную рядом. Ксчастью, соседи оказались людьми с чувством юмора, и этот инцидент не вызвал бури, а лишь послужил поводом для знакомства. Немного позже с просьбой быстрее завершить ремонт или работать потише позвонили... из Кремля. Видимо, кому-то из высокопоставленных жильцов дома надоел шум строительства. Врезультате работы стали вестись дозированно, с перерывами и исключая вечернее время, что послужило одной из причин увеличения сроков ремонта.

Мозаика- одна из самых древних техник декоративно-прикладного искусства. Слово "мозаика" происходит от латинского musivum и в переводе означает "служение музам". Ее история берет начало в III в. до н. э. Мозаичные панно украшали дворцы и дома богатых горожан еще в Древнем Египте. ВДревней Греции, а затем в Римской империи мозаика развивалась от несложных геометрических узоров, выложенных из гальки и разноцветных камней, к живописным композициям, изображающим растения, животных, бытовые и мифологические сцены. Исторически сложились две технологии этого искусства: римская, построенная на соединении мелкоразмерных кусочков смальты и камня, и флорентийская, основанная на сочетании различных сортов мрамора, тщательно подобранных по цвету и идеально пригнанных друг к другу. Кмозаике обращались многие известные архитекторы. Например, Антонио Гауди использовал в своих работах любые элементы, вплоть до металлических пробок от бутылок. Сегодня мозаика- один из популярных и дорогостоящих видов оформления помещений. Вней используется самая широкая палитра материалов: камень, стекло, керамика, металл.

По желанию хозяев, имеющееся пространство предполагалось разбить на две взаимоизолированные зоны- гостевую и приватную. Такое строгое деление должно было примирить две особенности образа жизни хозяев. Содной стороны, люди творческие и гостеприимные, они очень любят собирать у себя большие компании. Сдругой стороны, в семье растет маленький ребенок, которому нужен покой и комфорт.

Сразу скажем, что эти пожелания реализованы, и весьма удачно. Попадая в квартиру, сразу ощущаешь себя в некой богемной студии, и сначала даже не догадываешься о существовании обособленных помещений (вних ведет отдельный коридор). "На новоселье к нам пришло 23человека,- рассказывает хозяйка.- Причем всем хватило места, и гости не мешали ребенку».

Сложнее было с эстетикой. Хозяин дома, известный скульптор, сторонник простых и лаконичных решений, отказался от некоторых дизайнерских идей, полагая, что они сильно усложнят и удлинят ремонт. (До переезда семья жила в небольшой двухкомнатной квартире, из которой хотелось как можно скорее перебраться.) Хозяйку, помимо эстетики, волновали и чисто практические моменты. Например, она была против стеклянной мебели и дорогих стеновых покрытий. Стекло, по ее мнению, могло представлять опасность для ребенка, а стены... Всем известно, что дети любят на них рисовать. Дизайнеры, наоборот, настаивали на прозрачной мебели и венецианской штукатурке с эффектом перламутра как на радикальных способах визуального расширения пространства.

В результате нашли компромиссное решение. Первоначальная концепция дизайна сохранена с незначительным упрощением. Наиболее запоминающиеся приемы, "визитные карточки" авторов- мозаичные панно из камня Татьяны Егоровой-Орлетиновой и мотивы high tech, характерные для творчества Павла Дзядушинского,- присутствуют в интерьере в полной мере. Стороны пришли к согласию и в вопросах практичности. Так, детская комната выполнена несколько в ином ключе, чем вся квартира. Здесь использованы недорогие неприхотливые материалы и мебель, ведь через несколько лет все это, возможно, будет заменено.

Однако вернемся к планировке. Изначально стояки инженерных коммуникаций располагались по обе стороны от входа в квартиру. Поскольку это мешало рациональной организации пространства, было решено собрать техническую "начинку" в одной точке. Часть коммуникаций перенесли в организованное справа от входа техническое помещение. Врезультате площадь прихожей несколько увеличилась, но недостаточно: встроенный шкаф все равно рассчитан на минимум вещей (5-7 предметов верхней одежды). Такова жертва, принесенная красоте. Форма и размеры прихожей (аследовательно, и объем шкафа) продиктованы расположением полукруглой перегородки с мозаичным панно, которое являет собой главный декоративный акцент гостиной.

Гостевая зона- это большое помещение с выходом на лоджию. Воздушность интерьера подчеркнута высокими трехметровыми потолками без гипсокартонных конструкций. "Зачем терять высоту, когда есть множество других приемов, позволяющих сделать пространство интересным!"- говорит дизайнер Татьяна Егорова-Орлетинова. Находясь в гостиной, понимаешь, что она права. Для оформления потолка использовано то же покрытие, что и для стен. Венецианская штукатурка с эффектом перламутра, спускаясь с горизонтальной плоскости на стены, создает иллюзию морской раковины, внутри которой уютно и спокойно. Забегая вперед, скажем, что такая отделка присутствует во всех помещениях, кроме детской. Это достаточно капризный материал, который легко испортить при нанесении, но в данном случае стены- настоящее произведение искусства (работа мастеров Александра Максимова и Алексея Нарановича).

По технологии нанесения перламутровая штукатурка не отличается от обычной венецианской штукатурки, но создает совершенно иной визуальный эффект. Плавно перетекающие друг в друга розоватые, сиреневые и зеленоватые оттенки достоверно имитируют переливы перламутра внутри морских раковин. Благодаря этому пространство из разных точек воспринимается совершенно по-разному и, словно хамелеон, постоянно меняет окраску. Вто же время игра отличается тонкостью, она привносит в интерьер динамику и разнообразие, но не раздражает и не отвлекает от главного- от мозаичных панно из камня и ракушек и элементов в стиле high tech.

В той области пространства, где меньше естественного освещения, располагается кухонное оборудование. Дизайн кухни напоминает и о японском минимализме, и о стиле пятидесятых годов прошлого века. Панели из темного массива венге контрастируют с общим светлым фронтом. Из темного дерева изготовлены и полки, рисунок которых подчеркнуто графичен.

В копилку идей

Возвращение каменного века
Декоративная маскировка

Сейчас уже невозможно определить, чем и когда так насолили стояки отопления нашим гражданам, но факт остается фактом: в стандартный набор требований к «евроремонту» сразу же вошла их маскировка в углу комнаты. Надо отдать должное изобретательности строителей и дизайнеров: за прошедшее время было изобретено немало способов убирания «строптивых» стояков с глаз долой. Их преобразовывали в декоративные колонны, прятали в фальшстенки и даже при помощи нескольких дополнительных колен и штробы помещали внутрь несущих стен.

Наш сегодняшний пример относится к семейству "декоративные колонны", подвиду "угловые пилястры". Биологический способ определения не случаен. Вкачестве темы для рельефа, покрывающего снизу доверху маскирующую конструкцию, была выбрана морская фауна. Точнее, морская фауна, пролежавшая в земле миллионы лет и образовавшая переплетения окаменелостей в известковых слоях. На самом деле перед нами творение рук человеческих, использовавших собранные на берегу моря ракушки для декорирования достаточно прозаического предмета- короба, закрывающего стояк отопления. Оригинальная фактура- визитная карточка дизайнеров Татьяны Егоровой-Орлетиновой и Павла Дзядушинского- обычно украшает композиционно важные элементы. Вданном случае авторы сочли проблему девизуализации труб в зоне зимнего сада достаточно серьезной, чтобы использовать столь трудоемкую технологию.

Для отделения зоны приготовления пищи от гостевой использован традиционный прием- изменение покрытия пола. Вприхожей, на кухне и у окна, где впоследствии планируется устроить красивый зимний сад, уложена мелкоразмерная фактурная мраморная плитка, дополненная интересными вставками, которые придуманы дизайнерами Татьяной и Павлом. Вгостевом пространстве на полу- дубовая паркетная доска. Она выглядит очень стильно и интересно, вызывая ассоциации то ли с палубой корабля, то ли с залом для танцев. Во всяком случае, это грубоватый, «настоящий», «обаятельный» пол. Еще один красивый момент: переход от плитки к паркету закрыт тонкой металлической полосой с заклепками. Прием в духе стиля high tech оказался здесь настолько уместным, что трудно себе представить, как можно было бы решить этот узел иначе.

Эстетика high tech присутствует и в дизайне мебели гостиной. Обеденный стол с металлическим основанием и стеклянной крышкой изготовлен по авторскому эскизу Павла Дзядушинского. Получилась вещь эргономичная и стильная, напоминающая работы русских конструктивистов. Вдополнение к ней хозяева нашли трансформирующийся по высоте журнальный стол, тоже изготовленный из стекла и металла. Когда приходит много гостей, этот стол служит продолжением обеденного.

Мебель с металлическим каркасом- значительное явление современного дизайна. По одной из версий, идея родилась в 1925г. Встенах Баухауса- прообразом будущей конструктивистской мебели послужили... руль и рама велосипеда. Новаторство разработки состояло в том, что металл впервые был признан великолепным декоративным материалом, создающим чистые формы и линии. Проектированием мебели с металлическим каркасом занимались Мисс ван дер Ройе и Ле Корбюзье, не говоря уж об их менее именитых коллегах. В30-е и 40-е годы прошлого века тема легкого блестящего металла стала ведущей в дизайне мебели. После спада, последовавшего за Второй мировой войной, очередной всплеск интереса к металлу совпал с расцветом стиля high tech в 60-е годы. Современная мебель с каркасом из нержавеющей стали- дань конструктивизму. В сочетании с элементами из стекла, она прекрасно вписывается в интерьеры практически любого стиля, в том числе эклектичные.

К полукруглой декоративной стене примыкают стеклянные полки. На них- скульптурные работы хозяина, органично вписавшиеся в интерьер. Зона отдыха решена лаконично: диван в сиреневато-зеленых тонах, удобное кожаное кресло, переместившееся сюда из старой квартиры, телевизор и видеотехника. Даже отопительные приборы отвечают стилю high tech- дизайнеры нашли серебристые трубчатые радиаторы производства одного из российских заводов. Окна задрапированы легкими прозрачными шторами, кроме них, имеются деревянные жалюзи- вэтом тоже угадывается сочетание этнических мотивов и современной стилистики.

И все же отдельные предметы обстановки замечаешь потом. Сначала взгляд притягивают мозаичные панно. Татьяна Егорова-Орлетинова использует в своих работах самые разные материалы: керамику, гравий, гальку, морские раковины, металл для вставок. Эта техника уникальна, она отличается от мозаики в классическом понимании и не поддается копированию, тем более что панно выполняются вручную. Мозаичные рисунки выкладываются непосредственно на вертикальных поверхностях так называемым методом прямого набора. Композиции абстрактны, но вызывают множество ассоциаций: цветущее дерево, морское дно, окаменелые доисторические животные, фантастические существа... Панно живут в интерьере своей жизнью, притягивают, манят. Хочется бесконечно рассматривать их, прикасаться к камням и ракушкам, гадать, из каких глубин времени пришли эти архаические образы.

Этнические мотивы присутствуют и в оформлении приватных помещений. Вглубины квартиры ведет коридор с фактурными стенами глубокого, насыщенного терракотового цвета. Это сильное, энергичное пространство, напоминает о мавританской архитектуре, городах цвета солнца Северной Африки. Неожиданно оно сменяется спокойным интерьером спальни- японский стиль и бионические мотивы введены дизайнерами тактично, едва ощутимо. Квадратный бумажный светильник под потолком заливает комнату мягким светом. Кровать- настоящая "шкатулка с секретом". Вее изголовье встроена небольшая система хранения, которая открывается нажатием скрытой кнопки (дань все тому же стилю high tech). Бионика читается в подоконниках из редкого зеленого мрамора с коричневыми прожилками (так называемый "болотный камень") и декоративной колонне с растительным орнаментом. Кспальне примыкает довольно просторная гардеробная, компенсирующая недостаток мест хранения в прихожей. Здесь нашлось место даже для стиральной машины.

Ванная комната и гостевой санузел "привязаны" к коммуникационным стоякам, которые, как мы помним, находятся в специальном техническом помещении у входной двери. Это вполне рациональное решение дало еще один плюс: появилась возможность устроить единый теплый пол для прихожей, ванной и санузла. Декор последнего отличается сдержанностью: белые стены "разбавлены" лишь несколькими плитками с черным графическим рисунком. Ванная оформлена в сиреневой гамме- довольно необычное цветовое решение выигрышно дополнено хромированными аксессуарами и изысканной сантехникой. Набор оборудования стандартен: гидромассажная ванна, душевая кабина с различными режимами, умывальник, унитаз и биде. Сантехника дизайна Филиппа Старка примечательна своими простыми геометрическими формами, еще раз напоминающими о конструктивизме.

Квартира выглядит цельной и завершенной, но в то же время предполагает возможность дальнейшего развития. Пространство будет выглядеть иначе, когда в нем появятся зимний сад, какие-то новые предметы мебели, скульптуры и живописные полотна, для которых на стенах уже предусмотрены светильники. Главные темы заданы, надо лишь продолжить их. Но одно не вызывает сомнений: этот интерьер никогда не наскучит своим обитателям.

Редакция предупреждает, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ требуется согласование проводимых переустройств и перепланировок.