«Ост–Вест»

Трехкомнатная квартира площадью 96,1 м2. Сложная восточная философия, спроецированная на западную рациональность.

«Ост–Вест»Композиция с плазменной панелью в гостиной- сплав восточных и западных традиций. Это и японский "алтарь красоты", и дань современным технологиям одновременно «Ост–Вест»Погружение в атмосферу тонкого и загадочного Востока начинается уже с порога. Гостей встречает зеркало в массивной раме, покрытой черным лаком, и сухой бамбук в плетеной вазе «Ост–Вест»Классическая "европейская" композиция гостиной стала прекрасной основой для наложения восточных стилистических приемов «Ост–Вест»В интерьере широко используются выразительные средства симметрии. Лакированные тумбы и "японские" светильники по бокам дивана создают торжественную обстановку «Ост–Вест»Текстура журнального стола органично сочетается с горизонтальной расшивкой шкафов «Ост–Вест»Экологические цвета: песка, земли и древесной коры- основа философски окрашенного интерьера «Ост–Вест»Минимальное количество предметов и лаконичность форм в гостиной компенсируются богатством фактур «Ост–Вест»Круглый обеденный стол на кухне, удачно вписанный в квадратное в плане пространство, служит местом сбора всей семьи «Ост–Вест»План до реконструкции «Ост–Вест»План после реконструкции «Ост–Вест»Декоративный камин и тканевое панно над ним оживляют в целом скромный и лаконичный интерьер детской. Плетеные вазы с сухими растениями по обе стороны импровизированно-го очага вполне могут сойти за корзины с хворостом- так в оформление комнаты вносится элемент игры «Ост–Вест»Стеллажи в детской, изготовленные по эскизам дизайнера, служат не только для хранения игрушек, но и для экспозиции папиной коллекции миниатюрных копий зданий «Ост–Вест»Кирпичная кладка вносит студийный западный мотив в восточное оформление интерьера «Ост–Вест»Пышность шелковых покрывал и драпировок спальни подчеркивается мягким светом потолочных "фонариков" «Ост–Вест»С помощью умывальника на подиуме подчеркнуто пространственное зонирование ванной «Ост–Вест»Композиция гостевого санузла построена на игре плоскостей и объемов, форм, фактур и отражений

"Восток- Запад"- популярное ныне сочетание. Но чтобы эти совершенно разные составляющие органично слились в интерьере, требуется большой такт и мастерство. Именно такой подход демонстрирует предлагаемая вашему вниманию квартира: пространство получилось легким и стильным, не перегруженным лишними предметами и декором. Вобщем, идеальная «среда обитания» для московской семьи из трех человек.

Говорят, что в межнациональных браках рождаются самые красивые дети. Вискусстве союз двух различных культур также порождает новую, невиданную прежде эстетику. Сложная восточная философия, спроецированная на западную рациональность, дала неожиданный результат. Дом воспринимается своим, родным, уютным за счет целого ряда дизайнерских и декораторских приемов. И в то же время это свежий, романтический, немного дерзкий интерьер, собранный из воспоминаний о путешествиях. Внем так приятно отдыхать от зарегламентированной повседневности!

В квартире ощущается тонкая поэзия японских островов, тропический жар джунглей Юго-Восточной Азии, многозначительность и пышность китайских дворцов, дыхание моря и легенды о ловцах жемчуга, а еще- полузабытые восточные сказки. Но все это проступает едва уловимыми намеками. Почувствовать, где заканчивается Запад и начинается Восток, весьма сложно.

Вот гостиная, общая композиция которой решена в духе европейского классицизма: выступающие фрагменты стен напоминают пилястры, пространство между которыми отдано под декор. Апредметы мебели, четко расставленные в каре, как солдаты на параде,- дань уважения Версальскому дворцу и палаццо эпохи Возрождения. Вся эта привычная для нашего мировоззрения основа мастерски облачена в "одежды", характерные для восточной культуры. Так, стенка со встроенной панелью плазменного телевизора- обращение к японской традиции токонама и мэйбуцу: предмет, к которому устремляются все взоры, помещается в высокой нише в стене, приподнят над полом наподобие алтаря красоты. Только в современном жилище роль культовой вещи играет не какое-либо произведение искусства, а голубой экран. Высокие квадратные в плане вазы из дерева, покрытого черным лаком, словно сошли с древних китайских гравюр. Они, как и многие другие предметы интерьера, изготавливались по эскизам дизайнера. Контраст этих массивных основательных предметов с тонкими ажурными ветками- наглядная иллюстрация к учению о единстве и борьбе противоположностей. Образ гостиной дополняют "японские" светильники простых геометрических форм с белыми абажурами, мягко рассеивающими свет, "тропические" бамбуковые обои и совсем немного стильных аксессуаров: этническое деревянное блюдо, тщательно подобранные по цветовой гамме подушки ит.д.

Пробковые покрытия изготавливают из коры пробкового дуба, произрастающего в странах Средиземноморья- Испании, Португалии, некоторых районах Алжира и Марокко. Поскольку даже при целенаправленном выращивании таких деревьев количественные возможности производства ограничены, материал довольно дорог. Пробковые покрытия обладают уникальным набором свойств, делающих их применение в интерьере весьма привлекательным. Они легки, почти невесомы; в отличие от дерева, не поддерживают горения и не подвержены гниению; химически инертны. Особые тепло- и звукоизоляционные свойства пробки обеспечиваются за счет ее микроструктуры, представляющей собой мельчайшие сотовые ячейки, заполненные воздухом.

По тепло- и звукоизолирующей способности пробка вполне может конкурировать с изоляционными материалами (пенополистиролом, минеральной ватой), а по способности гасить механические колебания (в том числе звуковые волны)- с резиной. Разнообразная текстура материала- от мелкозернистой до пластинчатой, напоминающей мрамор,- и богатая цветовая гамма- от золотисто-бежевого до коричневого- предоставляют большую свободу в дизайне. Единственный недостаток материала- небольшая прочность- компенсируется современными производителями применением износостойких лаковых покрытий. Подробнее о настенных и напольных пробковых покрытиях читайте в статье «Магия солнца, запечатленная в дереве».

Этот же принцип слияния восточных и западных образов и ассоциаций использован и в других помещениях. Но мы поговорим о них чуть позже, а пока уделим некоторое внимание основам перепланировки жилища. Монолитно-каркасная конструкция дома-новостройки с первого момента задала серьезные планировочные ограничения. Местоположение и габариты практически всех помещений жестко привязаны к внутренним несущим стенам, трогать которые было бы весьма хлопотно, если вообще возможно. Поэтому изменения свелись к минимуму, и весь интерьер выстроен скорее на декоре и нюансах отделки, чем на архитектурной игре с пространством и формами.

Почему-то проектировщики здания расположили гостевой, меньший по площади санузел при спальне, а основной, большой- при входной зоне. Трудно сказать, на чем основывалась такая логика, однако взаимозамены помещений оказалось достаточно, чтобы получить грамотное и рациональное зонирование жилища (больше подобных «странностей» в квартире не было, все остальное, включая расположение, площади и пропорции помещений, оказалось вполне удобным).

Площадь санузла у входа уменьшили, отдав излишки площади кухне. Таким образом, получили двойной выигрыш. Во-первых, дополнительное место для кухонного оборудования позволило организовать очень удобную обеденную зону. Образовалось практически квадратное в плане пространство, посередине которого расположили круглый стол на четыре персоны. Во-вторых, оставшаяся площадь санузла оказалась достаточной не только для традиционного гостевого набора сантехники (унитаза и умывальника), но и для душевой кабины. Так что помещение выполняет теперь двойную функцию, являясь одновременно гостевым и детским санузлом (тем более что комната ребенка находится рядом).

Второй, маленький санузел, примыкающий к спальне, наоборот, расширили до размеров полноценной ванной комнаты. При этом вход в нее организовали не со стороны холла, как изначально предполагалось проектом, а непосредственно из спальни. Оставшийся рядом темный закуток отдали под гардеробную. Врезультате получилось стандартное современное, "прозападное", если можно так выразиться, решение: изолированная спальня с собственным набором вспомогательных помещений- ванной и гардеробной, предназначенных исключительно для супружеской пары. Ксожалению, площади всех трех зон- спальни, ванной, гардеробной- очень невелики. Тем не менее, если учесть, что хозяева квартиры проводят в них не самую большую часть своего времени, и вспомнить популярный ныне лозунг среднего класса: "Спальня- только для сна!», тогда этот вариант представляется вполне приемлемым. Примыкающая к спальне утепленная лоджия переоборудована в кабинет.

Мода на восточную экзотику привела к росту популярности необычных отделочных материалов, в частности обоев из бамбука, сизаля и других растительных волокон. Преимущества этих изделий очевидны: экологичность, хорошая светостойкость, теплоизоляционные и шумопоглощающие свойства, богатые декоративные качества. "Экзотические" обои, как и любые другие, состоят из основы и покрытия. Вкачестве первой могут выступать бумага или ткань, в качестве второго- растительные волокна. Технологии соединения основы с покрытием, а также создания самого покрытия могут быть различными: прессование, плетение, наклеивание. Самая дорогостоящая и трудоемкая технология называется "нить к нити": волокна тонкими рядами наклеиваются на основу вручную. Поэтому каждое полотно обоев получается уникальным- именно это привносит в интерьер элемент рукотворности. Конечно, обои с покрытием из экзотических волокон всегда дороже обычных, а изготовленные вручную- дороже значительно. Поэтому отделку обоями из бамбука и сизаля чаще всего применяют для акцентирования отдельных участков стен.

Отметим, что никакие из перечисленных изменений не затронули несущих конструкций. Даже прежние перегородки сносить не пришлось, поскольку они существовали только на бумаге, в проектной документации (предполагалось, что жильцы сами возведут их в процессе ремонта). Новые перегородки построили из легкосборных крупноразмерных гипсолитовых блоков. Поверхность стен подкорректировали с помощью выравнивающих смесей и оштукатурили, финишная же отделка выполнялась в зависимости от конкретного помещения.

Высота потолков (2,7м) сразу пресекла все размышления на тему сложной пластики. От подвесных конструкций отказались практически по всей квартире, за исключением трех участков- двух санузлов и места над кухонным оборудованием (там подвесной потолок устроили, чтобы скрыть вытяжной воздухоканал, что заодно позволило разместить встроенные светильники непосредственно над рабочей зоной кухни). Все подвесные потолки выполнены из гипсокартона, в санузлах- из влагостойкого. На остальной площади потолки выводили в единую горизонтальную плоскость выравнивающими смесями, штукатурили и красили.

А теперь вернемся к пространственным связям, о которых мы говорили в самом начале. Площадь квартиры сравнительно невелика (96м2), но за счет безупречной пространственной организации кажется большей, чем на самом деле. Все направления движения ясно читаются уже с порога. Прихожая-холл служит одновременно распределительным узлом и точкой обзора, с которой просматриваются все функциональные зоны жилища. Прямо пойдешь- в гостиную попадешь. Направо пойдешь- в спальню попадешь. Налево пойдешь- на кухню и в детскую попадешь. Причем степень изолированности помещений решается очень простым, но действенным способом: приватные покои снабжены обычными распашными дверями с глухим полотном, гостиная отделена от холла раздвижной перегородкой с матовым стеклом (легкий намек на японский стиль), а вход на кухню вообще ничем не закрыт. Так гостю еще с порога посылается ясный сигнал, куда можно заходить беспрепятственно, куда- по приглашению хозяев, а куда вообще не стоит.

Благодаря раздвижной перегородке гостиная может как визуально объединяться с холлом, так и превращаться в изолированное помещение- вот вам два разных варианта использования пространства в зависимости от того, проводится ли шумная вечеринка или посиделки в тесном семейном кругу. Логика пространственных связей поддержана и средствами декора: перекликающимися друг с другом решениями в выборе отделочных материалов, мебели, красок, фактур ит.д.

Говоря о дизайне, в данном случае можно констатировать, что он стал отражением творческого почерка декоратора Аллы Ивановой. Ей квартира обязана и своей западной рациональностью, и мягким восточным колоритом. Хотя, конечно, на образ интерьера повлияли также вкусы и образ жизни хозяев. До переселения семейство обитало в очень ярком, контрастном доме с открытыми чистыми цветами. Это оказалось довольно утомительным, так что основное требование к декору новой квартиры формулировалось следующим образом: интерьер должен быть спокойным и сдержанным, не вызывающим раздражения.

В копилку идей

Детские фантазии

Яркие краски, обои с нарисованными мишками и огромные плюшевые игрушки- это еще не все, что нужно ребенку в его собственной комнате. Намного важнее создать вокруг малыша пространство, способное трансформироваться, уступая детской фантазии, то в волшебный замок, то в пиратский корабль, то в межпланетную станцию. Пусть в ней будут многофункциональные конструкции и элементы, напоминающие самые разные вещи. Кровати-горки и шкафы-лабиринты, стулья-вагончики и столы-крепости ит.д.

В этой детской есть и спортивный уголок с лесенкой и канатом, и маленький музей из стеллажей с коллекциями игрушек. Но главная достопримечательность комнаты- почти «настоящий» камин. Настоящий он настолько, насколько ваше воображение сможет его дорисовать. Дизайнер Алла Иванова сделала его подчеркнуто массивным, даже грубоватым по форме, чтобы, не тратя слишком много места, создать образ солидного и слегка закопченного (серый цвет выбран не случайно) сооружения. И пусть в качестве жаркого пламени выступают алые курточки медвежат, зато так удобно устроиться перед ними на подушках, чтобы полистать вечером книжку или поиграть с куклой. Гипсокартонную конструкцию дополняет широкое полотнище, свисающее с потолка. Трудно сказать наверняка, что именно оно символизирует, но на первый взгляд это прекрасная замена несуществующему дымоходу, традиционный вертикальный элемент, завершающий камин.

Композиции из сухих растений в массивных плетеных вазах стоят по бокам камина, словно часовые, и в то же время вполне сойдут за корзины с хворостом для разжигания огня.

Уже с порога видно, что задача решена, как говорится, на все 100%. Выдержанная цветовая гамма, простые геометрические формы, ясная пространственная организация- все это, безусловно, плюсы. Втакой квартире можно жить сколь угодно долго, и интерьер не начнет вызывать раздражения, не устареет, не станет казаться смешным и помпезным. Вопределенном смысле он универсален. Не случайно, по словам хозяйки, он нравится всем гостям без исключения, хотя среди них есть люди с совершенно разными вкусами, характерами и жизненными ориентирами.

Едва ли не главный "конек" интерьера- использование незаурядных отделочных материалов. Обои из сизаля и бамбука, пробковые полы, матовая и блестящая окраска стен, лакированные и фактурные, такие приятные на ощупь, мебельные поверхности- именно на контрастных сочетаниях строится особая атмосфера жилища в целом и отдельных помещений в частности. Экзотические материалы, безусловно, отдают дань восточной стилистике. И в то же время их применение обосновано с чисто практической точки зрения. Например, пробковые полы хорошо держат тепло, а обои из сизаля и бамбука гораздо дольше своих бумажных собратьев сохраняют «товарный вид».

Особенно наглядно тема контраста отделочных материалов разыграна в спальне. Вцелом это помещение решено скорее в китайском стиле: пышные шелковые покрывала в теплой цветовой гамме, тонкие струящиеся шторы, картина с иероглифами и восточной символикой- все это тонким намеком, ассоциацией напоминает о древнем величии Поднебесной. И вдруг в идиллическую картину восточной неги и покоя врывается несколько грубоватый и типично западный мотив- стена с обнаженной кирпичной кладкой. Конечно, на самом деле это не более чем имитация, выполненная с помощью современных отделочных материалов, но впечатление производит сильное. Встене находится дверь всего лишь в гардеробную, а кажется, что это вход уже в совершенно другой мир. Может быть, за дверью откроется вид на Манхеттен?..

Кирпичная кладка в интерьере (настоящая или созданная с помощью умелой имитации)- это удивительно богатый по выразительности материал. В интерьерах, стилизованных под старину, фрагмент кирпичной стены служит прекрасным фоном для коллекции оружия или картин старых мастеров, создает атмосферу аристократизма и респектабельности. В минималистском интерьере стена из кирпича, чаще всего выкрашенная в белый цвет, так что швы едва заметны, служит намеком на ортодоксальность и индустриальность, на жесткий стиль большого города. В квартирах-студиях открытая кладка- напоминание о богемном прошлом, парижских мансардах, эстетике полуобжитых чердаков и подвалов. Как воплотить все эти идеи чисто технически? Вариантов множество: от настоящего кирпича, из которого можно возводить новые перегородки, до специальных облицовочных материалов с фактурой кирпичной кладки (пластиковые панели, керамическая плитка, даже обои). Кроме того, можно имитировать кладку за счет толстого слоя штукатурки с расшивкой. В некоторых случаях, в старых кирпичных домах, удается обнажить кладку, сняв старую штукатурку.

В ванных комнатах акцент дизайна смещен в сторону игры линий и форм. Скажем, для выделения тех или иных объектов в пространстве (например, раковин) используются массивные подстолья, образующие вместе с сантехникой единые монолитные "острова". Вобоих помещениях над раковинами, в неглубоких нишах, установлены большие зеркала. За счет них и соответствующей пластики стен достигается эффект визуального расширения скромного по размерам пространства.

На полочках, образованных фальшстенками, расположились декоративные композиции из сухих цветов и ракушек. Всовокупности с вертикальными элементами, украшенными тропическими волокнами, они воспринимаются как еще один намек на романтику дальних путешествий.

При переезде хозяева были готовы отказаться от очень многого, в том числе от имевшейся в старой квартире дорогостоящей мебели (которая категорически не вписывалась в новый стиль), но только не от сувениров, привезенных из дальних стран, и коллекции главы семейства- зданий в миниатюре, сказочных и реально существующих. Созданный интерьер сделался идеальной средой для этих предметов. Чтобы достойно их разместить, по эскизам дизайнера изготовили специальные стеллажи и установили в детской. Нижние полки находятся в полном распоряжении ребенка и представляют собой дом для игрушек, а верхние демонстрируют коллекционные предметы.

В квартире очень много авторской мебели. Кроме упомянутых стеллажей в детской, это встроенные шкафы в прихожей и гостиной, кровать в спальне, тумбочки и журнальный стол в гостиной, стол на кухне. "Хотелось создать жилище в единственном экземпляре, с собственной неповторимой атмосферой, а не иллюстрацию к стандартному ассортименту московских мебельных салонов",- говорит Алла Иванова. Она вообще активно использует в своих работах такой подход: собственноручно создает эскизы мебели и поручает ее изготовление давним проверенным партнерам. Закономерно возникает вопрос: каковы стоимость и качество этих предметов? По словам дизайнера, цены на авторскую мебель находятся в средней ценовой категории, а качество исполнения гарантируется профессионализмом мастеров-мебельщиков. Немаловажно и то, что спроектированные дизайнером вещи функциональны и просты по форме.

Цветовую гамму интерьера точнее всего было бы назвать "экологической". Вней присутствует широкое разнообразие оттенков коричневого: цвета светлого песка и темной древесной коры, высушенных злаков и растительных волокон. Даже светильники имитируют мягкое дневное освещение за счет продуманного подбора цветных ламп в сочетании с полупрозрачными и матовыми белыми абажурами, выполненными из пластика, ткани или рисовой бумаги.

Здесь все продумано до детали, каждая вещь находится на своем месте. И равновесие сочетания разных стилей и культур Востока и Запада, найденное в интерьере, не менее ценно, чем индивидуальный подход к дизайну, выделяющий увиденную вами квартиру из многих других.

Редакция предупреждает, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ требуется согласование проводимых переустройств и перепланировок.
Рекомендуем