О пользе легкомысленных решений

Период в две тысячи лет — начиная от дорических колонн и заканчивая креслом «2000» — в квартире общей площадью 108 м2.

О пользе легкомысленных решенийВид из гостиной наприхожую
Внушительные парные колонны призваны укрыть несущую железобетонную стойку каркаса бывшей фабрики. О пользе легкомысленных решенийГостиная
Большое помещение неотягощено даже минимальными зоноформирующими акцентами. Главное цветовое пятно - кресло "2000", остроумная предновогодняя шутка отфабрики ILLOFT. О пользе легкомысленных решенийВанная
Любитель контрастов, здесь Михайлов нашел всебе силы вовремя остановиться. Потолок и часть стены выкрашены встерильный белый цвет, чем немного "оправдывают" присутствие античной колонны. О пользе легкомысленных решенийФрагмент ванной комнаты
Мозаика настене и декоративные бордюры- нетолько плод творчества архитектора и плиточников, но и наглядная иллюстрация рационального использования всех имеющихся под рукой отделочных материалов. О пользе легкомысленных решенийФрагмент гостиной
Сточки зрения эпох и стилей вэтой комнате уместился период в2000 лет- начиная от дорических колонн и заканчивая креслом "2000". О пользе легкомысленных решенийПрихожая
Сделанный назаказ шкаф подкупает своей оригинальностью. Вего зеркальных створках отражаются ступеньки, ведущие вприватную часть квартиры. О пользе легкомысленных решенийСпальня
Только через несколько минут ценители модного дизайна свозмущением замечают, что обои-то, оказывается, отечественные, аковролин совсем дешевый! Для ощущения "стильности" достаточно всего одного дорогого предмета. Главное, чтобы выбран он был правильно. Вданном случае- это зеленые английские гардины. Плюс изобретательность автора: всмотритесь в нашивки наковре- это костяшки от обычных счетов.

О пользе легкомысленных решений
О пользе легкомысленных решенийПлан помещений до (вверху) и после (внизу) реконструкции.

Есть писатели, которые начинают работать счеткого плана: все грядущее вдохновение онизаранее просчитывают и распределяют поглавам. Другие, наоборот, ничего непредугадывают, ждут внезапного порыва, чтобы полностью ему отдаться. Так же, должно быть, иуархитекторов: кто-то загодя рисует интерьер ипотом уже неотступает отсвоей схемы, акто-то ходит покомнатам и думает: чембы еще разнообразить и оживить обстановку?

Архитектор Дмитрий Михайлов предпочитает работать, повинуясь импульсам, вдали отшаблонов и схем. Порой из незначительной, казалосьбы, детали у него "вырастает" целый интерьер. Дмитрий внимательно прислушивается квещам, готовый влюбой момент работы повернуть на 180 и уйти вдругой стиль, вдругую эпоху, кдругим материалам. Вот почему уэтой квартиры нет и неможет быть "отправных точек". Есть лишь ассоциации, которые, цепляясь друг задруга, вели архитектора и заказчика кнеблизкой цели. Нитот, нидругой незнали, чем все закончится, ипоэтому обоим было интересно. Получившееся витоге необобщить ниодному маститому искусствоведу. Иуж точно никто нерешится отыскивать вэтом удивительном произведении намек наединый стиль.

Итак, первый "поворот". Хозяин- моряк. Стало быть, "капитанский мостик" возник вцентре интерьера совсем неслучайно. Снего квартира просматривается вовсех направлениях. Вот, скажем, спальня сромантической березой заокном (высокие окна дают ощущение "двери" вдеревенском доме- атам ибереза, пожалуйста, упорога). Чуть всторону- ванная комната, окно которой позволяет видеть часть гостиной. Дальше идет просторная прихожая, раскинувшаяся где-то внизу, под четырьмя ступеньками.

Объективно- хотя Дмитрий Михайлов неособенно охотно открывает свои профессиональные секреты- все дело было вкрайне неудачной планировке квартиры. Дореволюции вэтом здании размещалась фабрика. Затем ее переделали вдоходный дом, апозже он, как и большинство ему подобных, стал вместилищем бесконечных мрачных коммуналок. Вквартире, окоторой идет речь, имелись две глухие кладовки, поразмерам сопоставимые снебольшими комнатами. Вдоль самой удаленной отвхода стены тянулась кухня, маленькая и узкая, и попасть в нее можно было только через крошечный тамбур. Путь из прихожей в жилые комнаты преграждался довольно просторным "предбанником", который вместе с двумя кладовками "крал" у квартиры больше 10 м2 площади.

В результате перепланировки кухня и примыкающая кней комната дали большой просторный холл, мягко перетекающий вприхожую. Ванная и туалет, ютившиеся раньше вкрошечных клетушках, засчет кладовок превратились внастоящий Дворец Омовений (как ни хотелось оставить это лучшее, намой взгляд, произведение Михайлова "надесерт", оно упрямо просится впервые ряды).

Необычная форма и высота ванной комнаты родились излегкомысленного хозяйского каприза. Впрочем, как и все легкомысленное, для Михайлова он имел решающее значение. Заказчик высказался втом смысле, что хорошобы зрительно связать "глухую" ванную, находящуюся вцентре квартиры, стремя большими окнами гостиной. Найденное решение оказалось простым, как все гениальное: ванная "приподнялась" доуровня подоконников, и между нею и комнатой установили тонированное стекло. Такчто теперь можно принимать водные процедуры, любуясь закатом. Асо стороны гостиной стекло, разделяющее два помещения, воспринимается как своеобразный декоративный экран надкухонным оборудованием.

Следующий каприз- иследующий поворот сюжета: хозяин непременно хотел круглую душевую кабину. Плата заоригинальность получалась немалой: круглые кабины стоят примерно вполтора раза дороже, чем равные поклассу прямоугольные. Аузаказчика имелось совершенно иное намерение, которое я неупомянула из-за его будничности,- намерение сэкономить. Иархитектор нашел решение, достойное незаслуженно забытых вундеркиндов из "ЮногоТехника": онпозвонил вБольшой Драматический театр им.Г.Товстоногова (БДТ) и поговорил с реквизитором, который поставляет для сцены бутафорские колонны. Колонны, заметьте, из стеклопластика- материала, родственного сантехническому акрилу. Причем решительно любых размеров. Так вванной появилась кабина-колонна (диаметром 1 м). Оформе самой ванной комнаты следует сказать особо: Дмитрий сгордостью насчитал там 25углов. Но вернемся кдушевой кабине. Внутри нее стеклопластик отполирован и окрашен. Так как этот материал легко режется обычной пилой пометаллу, проблем спрокладкой арматуры невозникло. Апоскольку ванна-джакузи, расположенная рядом, утоплена вфальшпол, образовался обширный "подпол", который дал возможность свободно переложить трубы и оставить кним свободный доступ. Пол вкабине выложен мозаикой избитой кафельной плитки. Как сказалибы раньше, идея мозаики избитой плитки красной нитью прошла через все творчество мастера. Почти вкаждом объекте Михайлова присутствует панно или хотябы бордюр, выложенный осколками изпредыдущих квартир. Объяснение банально: «не пропадать жедобру». Внашем случае сюжет мозаики- рыбы и море- иллюстрирует одновременно морские пристрастия хозяина и его знак зодиака. Рыбы "плавают" поквартире всамых разных вариантах: статуэтками наподоконнике, резным каменным амулетиком вспальне... Арусалка сбокалом настене ванной (тоже из осколков), помысли автора, символизирует жизнелюбие и гостеприимство хозяина.

Плитка вванной тоже заслуживает внимания. Она хоть и играет скромную роль фона для мозаик, но и сама посебе едвали необразец мозаичного искусства. Недаром после окончания работы мастера-плиточники по очереди сфотографировались усвоего "шедевра". "Море" изсиней плитки Monoceram закипает белой "пеной" и разбивается о"песок" и "камни" маленьких квадратиков VILLEROY BOCH. Иэто, как водится, безовсякого плана, под руководством архитектора, который интуитивно решал, "какой квадратик здесь приклеить". Средь буйства абстракции почти сказочной кажется античная колонна. Недоумения поее поводу как раз хватает, чтобы недопустить мысли, что это всего лишь фановая труба.

После поднятия уровня пола ванной на75см архитектору волей-неволей пришлось проектировать небольшую лестницу. Одновременно созрело решение приподнять и спальню. Теперь ее пол находится почти вровень сподоконником, что создает стойкую иллюзию загородного дома. Под фальшполом образовалась внушительная емкость, открывающаяся всоседнюю комнату (кабинет).

Атеперь пора поговорить огостиной. Она символически отделена отприхожей двумя "сросшимися" колоннами- объектом настолько экзотическим, что невозникает догадки оего сугубо утилитарном предназначении. Насамом деле он скрывает несуразную несущую колонну, доставшуюся квартире внаследство отфабричного прошлого. Конструкция была слишком широка, чтобы заключать ее вкакой-то единый объем. Поэтому появились две колонны, совсем неканонически сросшиеся. Ограждающие щитки, разумеется, были приобретены втой же мастерской приБДТ.

Но несущая колонна- это еще что. Оказалось, что она поддерживает металлическую балку, которая донастоящего времени была скрыта коммунальными перегородками. Избавиться отэтой балки непредставлялось никакой возможности, и тогда архитектор воспользовался методом "так и задумано". Потолок вприхожей был понижен доуровня балки (на 30 см), что при солидной изначальной высоте (3,80 м) почти небросается вглаза.

Огромные размеры гостиной (если принять заусловную границу линию балки, то площадь комнаты получается 40 м2) позволили неприбегать кпланировочным ухищрениям и отдать все силы декору. Интересна отделка стен. Они оказались неслишком ровными, и, чтобы нетратить силы на выравнивание, архитектор решил замаскировать перепады декоративной рельефной штукатуркой. Причем она заканчивается приблизительно вметре отпола, сменяясь гладкой поверхностью. Причина тому- бурный темперамент огромного пса, который неможет непотереться шерстистыми боками обовсе стены. Следы его агрессии гораздо проще удалить сгладкой стены.

Сверху фактурную штукатурку ограничивает рельефный бордюр. Егопроисхождение еще раз напоминает онежной любви архитектора кмелочам. Дмитрию очень хотелось сделать орнамент вдухе дворцов Самарканда, но где найти подходящую форму? Ивновь помогла смекалка, ведущая попути поиска подручных средств. Онвыломал фрагмент старой чугунной ограды (дабы пресечь обвинения ввандализме, надо сказать, что решетка уже предназначалась наслом) и использовал его вкачестве матрицы. Удивительно, но отпечатанный сопределенным периодом барочный орнамент дал вполне правдоподобную восточную вязь. Незадолго доконца штамповки матрица сломалась, поэтому напоследних оттисках орнамент производит впечатление «сколотого временем».

Таже любовь кнеожиданным, ноестественным решениям проявилась воформлении окон. Учитывая морскую тематику квартиры, логичнее всего былобы завесить их рыболовными сетями. Архитектор изучил все предложения вэтом направлении и пришел квыводу, что своими руками можно сделать наверняка нехуже, но совершенно точно- дешевле. Была приобретена сетка (50 рублей за метр) и извлечено из помойных ящиков, куплено на барахолках, выпрошено узнакомых детей несколько десятков старых счетов. Счеты были разобраны, часть костяшек привязана к сетке в качестве "рыболовных грузил", а часть (вновь сакраментальное «не пропадать же добру») - пришита кковру вспальне.

Ввопросе оприоритетах вработе Дмитрий категоричен: "Ядобиваюсь, чтобы винтерьере все было авторским, уникальным- ототделки стен домебели". Так вот самым "авторским" вквартире, безусловно, является комплекс прихожей. Изготовленный попроекту архитектора фирмой KOMANDOR, он объединяет всебе платяной шкаф и комод спронумерованными ящичками («До чего надоели вопросы, зачем наящичках цифры! Так ведь удобней запоминать, где что лежит!"), плюс полки для обуви (ониже- для сидения). Еще одна оригинальная деталь- лесенка наколесиках, которая ездит вдоль шкафа и помогает добраться доверхних полок. Печатью уникальности отмечен и столик-скамья вгостиной. Наего изготовление пошли: а) старая потолочная балка, б) чурбан для колки дров, в) коринфская капитель изБДТ. Вэтой связи логично спросить, естьли вообще предел применению античной бутафории винтерьере,- спросить риторически, чтобы немедленно услышать вответ "конечно, нет". Помимо камина, душевой кабины, маскировки для колонны и фановой трубы, изгипсовых деталей изготовлены светильники. Свиду они ничуть неуступают тем, что приобретены вдорогих салонах.

Путь естественных решений- это нетолько возможность для Дмитрия Михайлова четко расписаться всвоем авторстве, но и способ значительно сэкономить средства заказчика. Пресловутый "знаковый подтекст", который, поповерью, заложен ввещах престижных фабрик, вэтой квартире слихвой компенсируется изобретательностью и чистотой идеи. Интерьер получился стильным и втоже время каким-то "домашним", словно долгие годы строился мастеровитым отцом семейства. Ато, что это ощущение создали негоды, аархитектор, говорит онесомненном успехе его творческого метода.

Редакция предупреждает, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ требуется согласование проводимых переустройств и перепланировок.