Новые русские традиции

Реконструкция трехкомнатной квартиры общей площадью 82,6 м2, расположенной в «сталинском» доме.

Новые русские традиции
Новые русские традиции
Новые русские традиции
Новые русские традицииФрагмент гостиной. Широкий "выставочный" диван, сделанный по индивидуальному заказу, имеет почти скульптурные формы. Новые русские традицииГостиная. Эстетически нейтральная среда позволяет эффектно экспонировать домашнюю коллекцию живописи. Новые русские традицииКухня. Вторжение пронзительного ультрамарина в относительно спокойную по цвету кухню стоит расценивать как дизайнерскую провокацию. Новые русские традицииГардеробная. Спрятанная за раздвижной дверью, она так и осталась на периферии интерьера всей квартиры. Новые русские традицииВанная. Новые русские традицииСпальня. Традиционные японские мотивы легко уживаются с современными стандартами комфорта и уюта.
Новые русские традиции
Новые русские традицииПлан помещений до (вверху) и после (внизу) реконструкции.

«Я очень доволен результатом. Ведь к тому же со мной советовались — и про двери, и как плитку в ванной наклеить, и, вообще, что я хочу... Словом, «запал» на этот дизайн еще на картинке, в проекте... Доверие у меня к архитекторам полное было, отдал ключи — и забыл на два месяца. Потом еще картины подбирали... По-моему, классно вышло». Примерно такой монолог мог бы произнести хозяин квартиры, о которой мы хотим рассказать.

Можно ли сформулировать стандарт современного дизайна? Разумеется. Тем более, что обусловленный социальным заказом, он уже сложился. Это именно стандарт, а не стиль, так как позволяет быть эклектичным и легко включать в себя элементы пуризма, конструктивизма, футуризма, модернизма и прочее, а также хай-тек и кантри. В общем, самой характерной чертой нашего стандарта как раз является определенная стилевая размытость. Лично я не вижу в этом ничего дурного: современным российским дизайнерам удалось создать нечто не угнетающее личность, немного развлекающее, а в целом — уютное и милое. Ярким подтверждением сказанного может служить квартира по проекту дизайн-бюро «ЛАДиФ» при участии Владимира Шескина и Юрия Рабочих.

Исключая хозяина, состав живущих в квартире не постоянен. Для остальных членов семьи она периодически является лишь временным пристанищем. Вероятно, поэтому функциональность отдельных составляющих, как-то: кухни, детской, вспомогательных помещений - несколько условна. Например, детская может стать комнатой для гостей. Кухня, отделенная от гостиной барной стойкой, носит черты столовой. К достоинствам такого решения относится универсальность назначения каждого помещения в квартире общей площадью 82,5 м2. Владея подобным набором приемов, архитектор вместе с заказчиком выбирали из них то, что обоих больше устраивало.

Первое из означенных клише — совмещение гостиной и кухни. Для достижения этой цели пришлось снести три перегородки, но такая «жертва» была вполне оправдана: образовавшееся 46-метровое пространство придало всей квартире особое дыхание. Эмоциональным и смысловым центром кухни-гостиной стал изящный двухгранный эркер.

Исходные данные жилища предопределили и всю перепланировку. Несущая перегородка — опора для ригелей (толщиной 500 мм) не могла быть передвинута в силу технических причин, что и объясняет разделение квартиры на две условные части: а) гостевую и б) спальную-гардеробную. При реконструкции вскрывали полы и совершили последующую стяжку. В старом полу необходимо было заделать трещины, произвести выравнивание пола на 7 см, да и из соображений экономии высоты надо было менять старый пол. В результате переделок квартира обзавелась прекрасным теплым полом (имеющим датчики-терморегуляторы) испанской фирмы CEILHIT. В полу были скрыты также и все электромонтажные коммуникации. Электромонтаж осуществлялся медным проводом путем спайки, а выключатели и розетки были выбраны от фирмы LEGRAND. Заменялись трубы и радиаторы. Поскольку общий замысел дизайна не предполагал акцентов на технические «навороты» нашего времени, стояки отопления были скрыты в стенах и теплоизолированы.

В результате перепланировок количество окон на 1 м2 удвоилось, гостиная наполнилась дополнительным светом и особой воздушностью. Выдержанная в цветовой гамме слоновой кости она стала очень элегантной.

Взглянем на мебель, которая заслуживает отдельного разговора. Выполненная в едином стилевом ключе (условно назовем его «современный стандарт в хорошем смысле этого слова») она необычайно удачно вписана в интерьер. Обращает на себя внимание светло-серый диван импозантной и почти скульптурной формы: он живописно заполняет часть пространства гостиной, хорошо сочетаясь с барной стойкой. Трудно сказать, можно ли отнести к мебели раздвижную перегородку в спальне, однако, она ближе к мебели, чем к архитектуре, и ее нельзя не упомянуть как несомненную находку. Мебель заказывалась в фирме «СИНКОП ЛТД», а также тщательно подбиралась в фирме DALY.

«Лица необщим выраженьем» этой квартиры стала коллекция живописи, развешенная в гостиной напротив дивана. Она, во первых, указывает на вкусовые устремления хозяина, во вторых, является уместным компонентом общего художественного замысла дизайнеров.

Картины в интерьере — вообще тема отдельного разговора. Коснувшись ее, хотелось бы отметить два основных направления. Первое — музейно-коллекционное. Вы собираете действительно культурные ценности — картины мастеров, чьи имена уже вписаны золотыми буквами в историю живописи. Но для создания подобной коллекции лучше обратиться к специалисту, чтобы не попасть впросак и не купить подделок. Но даже в случае удачных приобретений не стоит рассчитывать, что «нетленка» впишется в любой интерьер. Вас должна греть иная мысль: вы обладаете действительно дорогой вещью, ценность которой с каждым годом будет возрастать.

Второе направление — декоративное и оформительское: вы покупаете картины, которые нравятся вам независимо от их эпохальной ценности, подбираете либо в соответствии со вкусом, модой или вашим интерьером, либо совмещая это все в одном. То есть, здесь превалирует декоративный акцент. И тогда не надо печалиться, если ваша любимая картина выйдет из моды. Второе направление предполагает, что она принадлежит не столько к произведениям искусства с самостоятельной судьбой, сколько к разновидности современной массовой, недизайнерской мебели и может, как и любая декорация, устареть. В нашем случае подборка картин относится ко второму из упомянутых направлений. Достоинством его является относительная дешевизна и легкая заменяемость домашних экспонатов. Коллекция, собранная хозяином, превращает жилище в своеобразный постоянно действующий приватный выставочный зал.

Следующее модное клише, примененное архитекторами при реконструкции, ликвидация 12-метрового коридора, который в прежние времена назвали бы «холлом». В результате архитекторы создали некое новое пространство неправильной живой динамичной формы, в которое включены не только гостиная, кухня, столовая, но и энергичным углом режущий это пространство санузел.

Значительно увеличенный по площади туалет вмещает в себя теперь куда больше, чем три пресловутых компонента. Площадью 8,3 м2 он интересен еще и тем, что разделен вынужденной перегородкой, скрывающей воздуховод, на две просторные части. Сантехника SAVAE и итальянские биметаллические радиаторы SIRA обеспечивают весь возможный сантехкомфорт. За унитазом встроен технологический шкаф, скрывающий бачок, водопроводные вентили, стиральную машину, водонагревательный бак на 80 л, и кондиционер от фирмы YORK.

Кухня, не слишком большая по площади, решена таким образом, что она, подобно театральной сцене, как бы открывается из глубины к зрителю, к «авансцене». Перегородки делались из кирпича, пеноблоков, гипсолитовых плит с утеплением и звукоизоляцией. Стенка, расширяющая кухню и срезающая угол санузла, придает пикантность всей планировке и обеспечивает в кухне четкое разделение на хозяйственную зону и барную стойку.

По левую руку от просторного санузла разместилась уютная спальня. Ее расположение достаточно эффектно — в глубине квартиры между гардеробной и санузлом. Решенная в целом традиционно она вмещает большую низкую кровать в центре помещения. Однако к особенности спальни можно отнести примыкающую к ней гардеробную, переходящую далее в балкон. Отделенную раздвижной псевдояпонской перегородкой гардеробную несомненно можно считать дизайнерской находкой. Эта перегородка сделана из деревянного массива с матовым стеклом и позволяет полностью изолировать спальню от внешнего мира. Сделанная из того же тонированного дерева решетка на потолке находится точно над кроватью. Размеры и пропорции ложа обозначены сверху двумя выступами. Являясь немного наивной стилизацией в японском духе, спальня все же оставляет неплохое впечатление умело примененных декоративных приемов. Приятен и особенно уместен тут контраст дерева цвета бронзы и кремовый фон стен и драпировок. «Самурайский дух» усиливают картины с соответствующей тематикой.

В спальне, как и во всей квартире, сделан подвесной потолок из гипсокартона. В потолке скрыта электропроводка в гофрошлангах, обеспечивающих ей надежность и безопасность.

Совмещение различных по назначению комнат пришло к нам из США. Открытый американцами планировочный стандарт вполне соответствует нашему теперешнему ритму жизни, выражает национальный темперамент и привычку есть, пить, общаться, смотреть телевизор одновременно и в одном месте. «Штатники» шли на это из соображений экономии площади. А их экономность переплавилась в российском менталитете в иллюзорный прагматизм, сочетающийся с представлениями о хорошем вкусе.

Как было сказано в начале, хозяин дал архитекторам ключи от квартиры и забрал их через два с половиной месяца, полностью доверившись авторам. Работа над проектом заняла три недели, демонтаж перегородок, подготовка и строительные работы длились шесть недель, отделочные работы — три недели. Результатами заказчик остался доволен. Да и мы, пожалуй что, тоже.

Редакция предупреждает, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ требуется согласование проводимых переустройств и перепланировок.