Над крышами Питера

Квартира площадью 87,9 м2, расположенная на мансардном этаже новостройки, под скатной крышей, с большими перепадами высоты потолка.

Над крышами ПитераДизайн радиаторов отопления КERMI настолько хорошо сочетается с решетчатой мебелью, что их решили не закрывать экранами. Так они лучше "работают" на графичный образ интерьера. Бамбуковые шторы с хорошо читающимися светлыми полосками на более темном фоне тоже подхватывают "полосатую" тему Над крышами ПитераВ прихожей, напротив проема, который ведет в студию, установлен шкаф-купе с зеркальной дверцей. Такое расположение зеркала создает эффект длинной анфилады помещений- в нем отражаются два проема и дверь ванной. Врезультате и без того не маленькая прихожая кажется еще более просторной. Справа, за выступом перегородки, небольшой санузел Над крышами ПитераКухонный гарнитур с необходимым оборудованием расположили вдоль дальней стены длиной 3,25м. Вся эта стена вплоть до самого ригеля, а не только узкая полоска "фартука" над рабочей поверхностью, закрыта пластинами из нержавеющей стали. Врезультате сияющая отраженным светом металлическая поверхность напоминает зеркало, и этот уголок в нише кажется более просторным и светлым Над крышами ПитераБалка не выглядит тяжелой из-за светлого тона и мелкого текстурного рисунка. Дизайн этого интерьера таков, что многоцветные и даже пестрые детали лишь яснее выявляют его идею. Например, часы с нарядным циферблатом и полихромные картины, которых здесь много, прекрасно подчеркивают достоинства сдержанной отделки Над крышами ПитераОтделка ванной подчинена стилистическому решению всей квартиры. Со светло-песочной оштукатуренной поверхностью стен хорошо сочетаются детали, выполненные из дерева натурального цвета. Подобными планками обшита ниша с полками и боковая стенка ванны. Из дерева также сделаны стол с умывальником и, естественно, реечный табурет. Арамка зеркала сплетена из ротанга и напоминает бамбуковые шторы в гостиной. Применение дерева для оформления ванной делает ее интерьер более уютным и теплым

Над крышами Питера
Над крышами ПитераДля того чтобы в кабинете ничего не мешало сосредоточенной работе, можно развернуть изящную решетчатую ширму из рисовой бумаги. Кстати, кабинет можно использовать и как гостевую комнату. Помещение обставлено мягкой мебелью из IKEA Над крышами ПитераУютная спальня под скатом кровли напоминает традиционную квартирку парижских студентов в мансарде. Спокойную "сонную" гамму оживляют сочные оранжевые краски- яркий плед и светильник на прикроватной тумбе. Вид из окна никогда не наскучит. Когда лежишь, видно небо, а если подняться, внизу расстилаются живописные картины центра города Над крышами ПитераПлан до переустройства Над крышами ПитераПлан после переустройства

Эта квартира расположена в самом сердце Санкт-Петербурга, на Васильевском острове. Из окон мансарды открывается великолепный вид на исторический центр города, его архитектурные памятники. Дом-новостройка деликатно спрятан за зданиями-старожилами, возраст которых перешагнул через сотню лет. Столь же аккуратно решен и проект переустройства квартиры. Концепцию архитектор определил так: "Минимум средств- максимум выразительности».

Сначала в проект было заложено более стандартное решение, так как квартиру предполагалось сдавать в аренду. Однако в процессе строительства многое в планах хозяев и, соответственно, в концепции интерьера изменилось- и стилистические решения, и цветовая гамма. Особыми условиями заказчиков, молодой студенческой пары, стали экономичность, современность, гармоничность сочетаний цветов и фактур, отделочных и строительных материалов. Предпочтение решили отдать эстетике, близкой к так называемому скандинавскому дизайну с его сдержанной цветовой гаммой, вниманием к оттенкам, широким использованием природных материалов (в данном случае это дерево). Особенностью проекта стало и то, что помещение расположено на мансардном этаже, под скатной кровлей. Перепады высоты потолка между отдельными зонами превышают 3м, что предстояло учесть при планировке и формировании дизайнерской концепции. Вцелом же автор проекта не стремился следовать какой-либо конкретной стилистике. По его словам, «профессионал не должен быть привязан к определенному эстетическому направлению и тем более не вправе навязывать его заказчику. Для современного архитектора не существует стилевых предпочтений, все определяют конкретные условия».

Врезультате переустройства возникла квартира-студия общей площадью 87,9м2 с двумя жилыми комнатами. Гостиная объединилась с кухней и холлом, а статус изолированного жилого помещения сохранила лишь спальня (17,7м2). При этом размеры кабинета, спальни и гостиной не уменьшились, а последняя даже несколько увеличилась. Ранее вся жилая площадь составляла 52,6м2.

Фальшригели, которые визуально разделяют зоны студии (холл, кабинет, коридор), а также карниз, идущий вдоль наружной стены, представляют собой единую по стилистике декоративную конструкцию. Она выполнена из гипсокартона по металлическому каркасу. Поверх наклеена пленка ПВХ под дерево. Наклонный потолок мансарды тоже обшит гипсокартоном и оклеен такой же пленкой. Цвет подобран в тон полу из лиственницы. Благодаря тому, что для покрытия пола и потолка выбран похожий по текстуре и тону материал, общий дизайн больших поверхностей "завязывает" интерьер высокого помещения студии в единую законченную композицию. Вфальшбалках встроены точечные светильники. Они хорошо подчеркивают переход из одного пространства в другое и «облегчают» массивную конструкцию.

Увеличение гостиной за счет присоединения кухни и холла стало закономерным решением как со стилистической точки зрения (принцип квартиры-студии с открытыми пространствами), так и с точки зрения соблюдения пропорций. Дело в том, что в этой зоне довольно высокие потолки- в самой верхней точке они достигают 4,3м при высоте наружной стены 3,3м. Очевидно, что прежняя разбивка пространства на отдельные помещения превращала небольшие комнатки в колодцы, что, конечно, вносило в восприятие интерьера психологический дискомфорт. Врезультате проведенных работ размеры и формы спальни, гостевого санузла и ванной не изменились, поскольку высота потолков в "мокрых" помещениях близка к норме (в ванной- 2,25-3,2м, в санузле- 2,57м), а в спальне значительный перепад высоты (0,8-3,85м) обыгран средствами планировки и отделки.

Все работы выполнялись под руководством Сергея Гайцука. Были сохранены существующие несущие конструкции и инженерные коммуникации. Переносов стояков отопления, водоснабжения и канализации удалось полностью избежать. Снесли только некоторые кирпичные перегородки, а новые возвели из гипсокартона по металлическому каркасу. Так, кирпичную стенку между прежними гостиной и кухней полностью разобрали, а на месте самой кухни- почти квадратной, с маленьким коридорчиком- в общем пространстве появилась ниша глубиной 2,3м, где и разместилась вся рабочая зона.

Более того, после сноса этой кирпичной перегородки площадь холла автоматически добавилась к гостиной, в результате чего оформилось единое помещение-студия. Границы, отделяющие прежнюю гостиную от холла, кабинета и кухни, отмечены одинаковыми по конструкции и отделке фальшригелями. Этот прием помог создать своего рода верхние кулисы. Врезультате просторное помещение с высокими потолками не выглядит как ангар.

Над крышами Питера
Трансформирующаяся мебель делает заурядное чаепитие забавным аттракционом. Оказывается, что под реечной столешницей обеденного стола в кухне прячется еще и маленький столик на колесиках. Вящиках этого стола-тумбы легко организовать мини-бар, а его деревянный верх послужит разделочной поверхностью. Стол-тумбу можно использовать и как сервировочный стол, а можно переместить к диванной группе перед телевизором или в кабинет-библиотеку, если не хочется отрываться от интересной книги. Удивительно, но под легкой сквозной столешницей объемная тумба практически незаметна.

Поскольку холл уже перестал играть роль входной зоны, потребовалось выделить в его пространстве прихожую. Для этого стену, отделяющую туалет от гостиной, удлинили в сторону холла с помощью гипсокартона. Еще одну перегородку из того же материала сделали с противоположной стороны помещения (она служит теперь и торцевой стенкой шкафа-купе). Таким образом было обозначено пространство квадратной прихожей площадью 5,4м2. Кроме входной двери, сюда выходит дверь санузла и открытый прямоугольный проем, ведущий в студию.

Вдоль всей стены бывшего холла, ныне замыкающей гостиную, располагаются глубокие встроенные шкафы-купе (изготовлены на заказ частным предприятием "ПЧЕЛИНЦЕВ"). Коричневому с красноватым оттенком цвету деревянных поверхностей встроенной мебели соответствуют мебель на кухне, межкомнатные двери BARAUSSE из MDF, покрытые шпоном вишни. Общей эстетике интерьера отвечают также деревянные окна с трехкамерными стеклопакетами. Втон всем этим изделиям подбирались и мансардные рамы. Из гостиной предусмотрен выход на узкую лоджию, которая протянулась на всю длину квартиры. Отсюда открывается красивый панорамный вид почти на половину города. Стены лоджии покрашены в тон гостиной, а между круглыми колоннами, поддерживающими навес, установлены длинные ящики с растениями. Втеплое время года этот мини-сад на фоне строгих конструкций изумительно радует глаз.

Компактная светлая спальня расположена в дальнем конце квартиры (по соседству с ванной, под крутым скатом кровли) и освещается двумя окнами VELUX. Наклонный потолок зрительно ее уменьшает, а потому комнату решили не перегружать обстановкой и отделали очень лаконично, отдавая преимущество белому цвету.

Вгостевом санузле, за гипсокартонной перегородкой с навесной дверцей, установлен бойлер. Вванной смонтировано инсталляционное оборудование для монтажа сантехприборов CERAMICA EOS. Их закрывает фальшстена, в которой сделана квадратная ниша с полкой для различных аксессуаров. Вванной и санузле керамическая плитка использовалась только для отделки пола, а стены покрывались декоративными фактурными штукатурками по оригинальной технологии мастерами компании «СЛЕЙД».

Над крышами Питера
Стиральная машина спрятана в невысокий шкаф в нише тамбура перед спальней. За его стенкой находится ванная комната, так что никаких проблем с подключением стиральной машины не было. Шланги для подачи и сброса воды уложены в штробе, сделанной в стене. Пол под шкафом, где установлена машина, облицован керамической плиткой. Под ней сделана обмазочная гидроизоляция.

Как уже говорилось, основные изменения коснулись общественной зоны, а именно- студии. Напротив уже упомянутой кухонной ниши, на противоположном конце единого помещения, имеется вторая точно такая же по размерам ниша. За счет удлинения одной из сторон (той, что отделяет ванную от гостиной) ее глубина увеличилась на 65см. Здесь устроили небольшой кабинет с мини-библиотекой, он же стал местом для уединенного отдыха. От основного пространства гостиной комнатку отделяет стеллаж из гипсокартона. Он установлен под фальшригелем, ширина которого 0,8м. Поскольку крыша дома скатная и потолок над студией идет под уклоном, все фальшригели имеют трапециевидную форму. Их нижняя точка находится на высоте 2,8м от уровня пола. Конструкции оклеили в тон полу из лиственницы пленкой ПВХ под дерево. Из-за этого цвета, а также из-за того, что рисунок на этом покрытии имитирует мелкие деревянные планки, массивная конструкция вовсе не кажется громоздкой. Такой же пленкой под дерево оклеен и весь наклонный потолок над студией.

На полках из закаленного стекла в стеллаже расставлены видеотехника, телевизор и собрание компакт-дисков. По контрасту с основным цветом стен, боковые панели этой конструкции покрыты белой краской. По обе стороны от стеллажа оставлены проходы метровой ширины- у окна и рядом с еще одним открытым шкафом. Проход справа закрывает легкая деревянная ширма с экранами из рисовой бумаги. Справа от прохода в кабинет находится еще одна ниша, которая оформлена так же, как и стеллаж, но по цвету полностью сливается со стенами. На стеклянных полках в картонных коробочках от IKEA хранятся разные полезные мелочи.

Над крышами Питера
Этот интерьер насыщен авторскими идеями. Одна из находок Сергея Нефедова- мебельный гарнитур из реек. Он состоит из шести табуретов-столиков и двух столов, журнального и обеденного. Все это изготовлено из лиственничных шлифованных планок сечением 2060мм. Вертикально поставленные пластины образуют опоры-ножки, а расположенные горизонтально- сиденья или столешницы. Чем-то это напоминает расческу. При склеивании мебельного элемента вертикальные рейки чередуются с горизонтальными и образуют "прозрачный", легкий, но конструктивно прочный объем. Для того чтобы придать изделию прочность, в нижней части опоры отдельные планки склеены между собой брусочками меньшего сечения- 204040мм. Они установлены заподлицо с внутренним ребром реек, задвинуты внутрь и снаружи почти незаметны.

Кроме конструктивной оригинальности, эта мебель отличается еще и функциональностью. Табуреты могут играть роль прикроватных тумб, мини-столиков в зонах отдыха, мебели для ванной. Аесли сверху положить матрас, тогда шесть табуретов, составленных вместе, образуют вполне удобное дополнительное спальное место для неожиданного гостя. Ктому же и каждый элемент гарнитура, если поместить внутрь источник света, может превратиться в эффектный декоративный светильник или ночник.

Стилистический образ квартиры не имеет жестких рамок и концепций. Составляющие интерьера, по замыслу Сергея Нефедова, не должны иметь явных «архитектурных изысков», невольно привлекающих взгляд. По его словам, было «важно избежать нарочитости и вычурности, а самого архитектора в жилом интерьере не должно быть видно». Акцент делался на соразмерности пространства отдельных зон, эргономичности их структуры и лаконичности отделки. Как образно заметил автор, «материалам было позволено говорить самим за себя, не споря друг с другом».

Аматериалы здесь использовались вполне традиционные. Потолки обшиты гипсокартоном по металлическому каркасу. Полы в прихожей, ванной, санузле и в зоне кухни облицованы керамической плиткой, практичной и немаркой. Покрытие пола в остальных помещениях сделано из массивной доски лиственницы, пропитанной светлыми морилками и обработанной лаком в пять слоев. Светлый тон пола и "деревянных" балок выгодно подчеркивает выразительность поверхностей, отделанных вишневым шпоном (встроенные шкафы, кухня, двери). Стены оклеены текстурными обоями и окрашены водно-дисперсионными красками. Колористическое решение квартиры, количественное и масштабное соотношение разных фактур отделки поверхностей подбирались по принципу их сочетания при любом освещении. Это обеспечило комфортное восприятие интерьера вне зависимости от времени года и суток. Не случайно основной цвет стеновых покрытий во всей квартире серый, но разных оттенков и насыщенности. Он менее всего утомляет и служит отличным фоном для других отделочных материалов- различных деревянных покрытий и керамической плитки натурального песочного цвета. Ярких акцентов совсем немного. Это, например, красные кресла в гостиной-студии. Если учесть, что в квартире использовано всего три цвета- серый (стены), сливочный (пол, балки, мебель, светильники) и красно-коричневый (встроенная мебель),- колористическое решение получилось очень выразительным и эмоциональным.

Оригинальность обстановке придают предметы мебели, изготовленные по эскизам архитектора. Например, многофункциональный "полосатый гарнитур" из деревянных реек. Его элементы (журнальный стол и столики- табуреты) расставлены по всей квартире и одинаково функциональны в гостиной, на кухне и в ванной.

Сергей Нефедов так определил критерий удачной работы автора интерьера: «В целом работа архитектора и дизайнера считается хорошей, если по истечении некоторого времени ее хочется не переделывать, а реставрировать». Можно быть уверенным, что именно такая благополучная судьба ждет и эту квартиру, где не хочется ничего менять.

Редакция благодарит интерьерную галерею STILHAUSE и салон GRANGE за предоставленные для съемки аксессуары.

Редакция предупреждает, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ требуется согласование проводимых переустройств и перепланировок.