Мавританские сказки

Двухкомнатная квартира (75 м2) в новостройке. Современный стиль с едва заметным налетом архитектуры Северной Африки создан в «экономичном режиме».

Мавританские сказкиАжурная перегородка между прихожей и кухней-столовой открывает в интерьере мавританскую тему. Эта конструкция (гипсокартон на металлическом каркасе) позволила скрыть от глаз провода светильников, сделав композицию "чистой" Мавританские сказкиЗону отдыха в гостиной обозначили с помощью подиума. За счет этого окна кажутся особенно высокими, начинающимися почти от уровня пола Мавританские сказкиНизкая мебель, декоративные элементы в стиле фолк, экзотические растения- вот вам еще одно обращение к восточной теме Мавританские сказкиПлан до реконструкции Мавританские сказкиПлан после реконструкции Мавританские сказкиКухонный "остров"- плита и разделочный стол- делит помещение на рабочую и обеденную зоны. Функциональное зонирование акцентировано также понижением уровня потолка Мавританские сказкиОбилие кованых деталей вносит в интерьер кухни-столовой основательность и определенную долю консервативности, что уравновешивается "легкомыслием" стеклянной столешницы Мавританские сказкиСтилизованный под старину светильник создает вокруг себя атмосферу восточной кофейни Мавританские сказкиГипсокартонная перегородка ступенчатой формы делит помещение на спальню и гардеробную. С торца конструкция облицована ламинатной доской- такой же, какую использовали для отделки пола Мавританские сказкиМеталл, стекло, современная техника... Несмотря на стилизацию под мавританский стиль, перед нами жилище XXI в. Мавританские сказки"Ноу-хау" проекта- многоугольное зеркало в санузле. Оно было изготовлено по специальному заказу на Московском зеркальном заводе Мавританские сказкиВанна находится в нише, скрытой за перегородкой со стилизованной мавританской аркой. Арка дублируется еще одной, выдолбленной в стене Мавританские сказкиВ спальне оборудована зона активного отдыха: здесь нашли место телевизор, видеомагнитофон и хранилище компакт-дисков. Не вполне традиционное решение продиктовано динамичным образом жизни хозяина квартиры

Интерьер этой двухкомнатной квартиры, расположенной в новостройке, подкупает своим обаянием. Современный стиль с едва заметным налетом архитектуры Северной Африки создан «в экономичном режиме», то есть с использованием отделочных материалов и мебели средней ценовой категории. Результат демонстрирует, насколько удачным может быть сочетание практичности и представительских функций, реализованных дизайнерских замыслов и качественного строительства.

ом находится в обжитом районе столицы- это уже не центр, но еще не периферия. Здесь запросто уживаются элитные новостройки и "хрущобы", престижные магазины и старые промышленные сооружения- словом, в живой ткани города воплощается диалектический закон "Оединстве и борьбе противоположностей". Квартира органично вписывается в этот контекст. Она проста и сложна одновременно- выполненная качественно, но без излишней помпезности, совмещающая в себе стандартные решения и дизайнерские находки.

Исходные данные были таковы: "двушка" общей площадью 75м2 с потолками высотой 2,75м на двадцатом этаже нового дома, построенного по индивидуальному проекту. Ее владелец не предполагал радикально менять планировку: во-первых, требовалось получить готовое пространство для жизни как можно скорее; во-вторых, хотелось обойтись "малой кровью" (в смысле финансовых затрат); в-третьих, первоначальная планировка отличалась известной рациональностью: изолированная спальня с эркером, просторная гостиная, расположенная между ними кухня плюс ванная комната и туалет в темной (то есть лишенной естественного освещения) части квартиры. Врезультате преобразования свелись к минимуму. Сильнее всего изменилась прихожая: прежде представляющая собой в плане сложную геометрическую фигуру, теперь она стала почти правильным пятиугольником. Асрезанные углы отошли к кухне и санузлу.

За счет этого кухня стала более просторной и... проходной- отныне в гостиную можно попасть только из нее, а не из прихожей, как раньше. Хозяина такое решение вполне устраивает: оказалось, что функции гостевого пространства в значительной степени взяла на себя как раз кухня-столовая. Здесь по старой традиции собираются друзья, чтобы пообщаться в уютной раскрепощенной обстановке. Да и вообще, кухня получилась одним из наиболее интересных по дизайну помещений. Но об этом чуть позже.

Магриб- условное название западной части мусульманского мира, сложившейся в VII-VIIIвв. после завоевания арабами Египта, Северной Африки и Испании. В культуру арабского Магриба обычно включают искусство народов, населяющих современные территории Алжира, Туниса, Марокко, а в средние века- Южной Италии, островов Сардинии и Сицилии, находившихся под арабским влиянием.

Многие города Северной Африки вплоть до середины XIXв. сохраняли средневековый облик. Даже после французской колонизации черты национальной архитектуры не исчезли под влиянием европейских веяний, а, наоборот, трансформировались в некий универсальный стиль. Его характерные черты- альковы и ниши в интерьере, аркады, низкая мебель, маленькие окна сложной формы, ажурные решетки, геометрические орнаменты и росписи, обилие однотонных светлых поверхностей, декорированных цветной керамической плиткой. Все это объясняется особенностями культуры и образа жизни арабов: замкнутостью жилища и стремлением к созданию в интерьере обособленных зон (спального места, купальни); религиозными запретами на изображение живых существ; традициями строительства из светлого известняка и керамики идр. Сегодня мавританский стиль часто обыгрывается в европейских интерьерах.

"Большая комната" (кстати, действительно самая просторная в квартире) совмещает сразу несколько ролей: и домашнего кабинета, и living room- многофункционального пространства для жизни, и светской гостиной, если на вечеринку приглашено большое количество персон. Впрочем, такое случается нечасто по причине постоянной занятости хозяина- как правило, для дружеских посиделок в узком кругу вполне достаточно кухни-столовой.

Однако вернемся к перепланировке. Как уже говорилось, в результате сноса старых и возведения новых перегородок часть прихожей "поглотили" ванная комната и туалет. Это дало возможность более свободно разместить сантехническое оборудование и вдобавок применить очень интересный способ зонирования ванной комнаты. Ее как будто разделили пополам аркой в мавританском стиле, за которой "спряталась" чаша ванны. Арка сделана из влагостойкого гипсокартона по металлическому каркасу. За ней, в дальней кирпичной стене, выдолбили такой же формы нишу глубиной 10см и вклеили туда зеркало. Иными словами, с одной стороны арки устроено что-то вроде предбанника с раковиной, а с другой- место для омовения. Этот прием- лишь одно из обращений к мавританской архитектуре, которыми изобилует интерьер.

"На Востоке не принято ставить ванну, купальню открыто, например в центре помещения. Она непременно должна быть изолирована, спрятана от глаз- ведь омовение воспринимается не просто как санитарно-гигиеническая процедура, а как целый ритуал, сродни религиозному. Это накладывает отпечаток на организацию пространства, которое получается в результате очень интересным",- рассказывает автор проекта Юлия Поливанова.

Здесь уместно сделать небольшое отступление. Почему для оформления квартиры выбран именно стиль эпохи Магриба? Каких-либо жестких требований к дизайну хозяин не предъявлял. Что касается его эстетических предпочтений и личного опыта, то молодой человек некоторое время жил... нет, не в Северной Африке, а в Швеции. Отсюда его пристрастие к лаконичным решениям и скандинавскому дизайну, что выразилось в подборе мебели- вся квартира обставлена предметами из IKEA. Сдругой стороны, владельцу жилища хотелось, чтобы интерьер имел свое лицо, не был банальным повторением того «универсального международного стиля», который рекламируется в мебельных каталогах шведской компании. Поэтому решили несколько оживить пространство цитатами из мавританской архитектуры.

Конечно, восточная тема вносится в интерьер ванной комнаты и других помещений очень тактично, буквально намеками, ассоциациями, а не в виде прямых заимствований. Например, рисунок арок значительно упрощен по сравнению с культурно-историческим прообразом. Авместо витража или мозаики в нише использовано зеркало- оно работает на зрительное увеличение пространства.

Характерная особенность ванной комнаты и туалета- в минимальном использовании керамической плитки (она присутствует только в "мокрых" зонах). Вместо столь привычного покрытия применена светлая водостойкая краска. Это сделано намеренно и преследует, как минимум, две цели: поддержать стиль (для исламской архитектуры вообще характерно преобладание светлых однотонных окрашенных поверхностей как снаружи зданий, так и в их внутреннем пространстве) и избежать излишней раздробленности- такое зрительное ощущение обычно вызывают межплиточные швы.

Созданный на кухне подиум-скамья сложен из кирпича и облицован искусственно состаренной керамической плиткой итальянского производства. Внутренний объем сооружения используется как дополнительная система хранения. Сиденье, которое одновременно служит крышкой ящика, изготовлено из массива древесины. Подушки и мягкие спинки (IKEA) съемные, крепятся к стенам и сиденьям с помощью обыкновенной ленты-"липучки". Чехлы из ткани, имитирующей грубый холст, тоже можно снимать и стирать. Такая практичность прекрасно сочетается со стильным дизайном- вся композиция подиума- скамьи создает впечатление колоритного уголка восточной кофейни.

Зато из минимального количества плитки «выжат» максимальный декоративный эффект. Зеркало в ванной обрамляют элементы насыщенного терракотового цвета с выразительным рисунком и рельефом. Кроме того, по обе стороны от зеркала выложено по три квадратных плитки с изображениями полуфантастических масок. Эти керамические детали как нельзя лучше вписались в мавританскую стилистику.

Прием деления ванной комнаты надвое оказался настолько удачным, что дизайнер Юлия Поливанова повторила его во всех остальных помещениях, кроме прихожей. Правда, в каждом случае- в новой интерпретации. Гостиная разделена путем вертикального зонирования. Уокон устроен подиум. Это оправдано как с функциональной, так и с эстетической точки зрения. Приподнятая часть помещения обозначает личное пространство хозяина- здесь располагаются кабинет и зона отдыха. Остальная площадь- многофункциональный светский салон. Впрочем, образ и обстановка комнаты еще могут меняться. Если дизайн других помещений (прихожей, кухни-столовой, ванной) выполнен «раз и навсегда», то гостиная оставляет свободу для дальнейших творческих преобразований.

Создание подиума заставило совершенно по-новому "заиграть" окна. Теперь они начинаются значительно ближе к полу и напоминают витрины. Врезультате помещение кажется еще более светлым и просторным.

Спальня разделена надвое принципиально иным способом. Декоративная перегородка из кирпича с гипсокартонной обшивкой "разбивает" комнату на собственно спальню и гардеробную, благо имеющейся площади вполне для этого хватает. Торцы конструкции отделаны той же ламинатной доской, что и пол, причем горизонтальные поверхности используются еще и в качестве полок. Г-образная в плане форма и ступенчатая прорисовка перегородки делают этот функциональный элемент также и декоративным. Первоначально предполагалось возвести лишь одно из "крыльев" конструкции- то, что непосредственно делит комнату. Но уже на эскизах было видно, что такое решение выглядит несколько бедно и простовато. Поэтому пришли к выводу о необходимости зеркально повторить композицию. Врезультате возник намек на ступенчатую пирамиду-зиккурат, что естественно вписалось в общую канву восточной стилистики.

После перепланировки прихожей возле двери образовалась небольшая ниша, непосредственно примыкающая к стояку инженерных коммуникаций. Чтобы сделать пространство "чистым", в ней расположили ящик для обуви, оснащенный зеркальными дверцами. Для поддержания "стеклянной" темы над ящиком устроили панно из зеркальной плитки (размером 2020см), изготовленной по специальному заказу на Московском зеркальном заводе. Такое решение несколько отличается от традиционного оформления прихожей, зато прекрасно сочетается с рисунком накладных деревянных реек, согласуясь с его ритмом.

Функциональное наполнение спальни кажется несколько необычным. Кроме спального места- раскладывающегося дивана, установленного в эркере,- здесь находятся телевизор, полки для книг и компакт-дисков (дань интересам и динамичному образу жизни хозяина квартиры).

Кухня-столовая- настоящее сердце жилища, что отчасти было предопределено ее центральным расположением. Кстати, лишь это помещение и прихожая в данном случае не изолированы. Дверей здесь нет. Интерьер просматривается сразу от входа в квартиру, через проем и ажурную конструкцию гипсокартонной перегородки. Фактически прихожая и кухня-столовая связаны очень тесно и представляют собой общее пространство- таково единственное обращение к популярной сегодня свободной планировке.

Безусловно, эта самая перегородка- один из наиболее интересных элементов интерьера. Ее тонкий изящный рисунок снова отсылает нас к восточной теме. Впамяти всплывают решетки с замысловатыми узорами, белые стены с маленькими окошками сложной формы- к тому, что можно увидеть в городах Марокко или Туниса. Вдекоративных "окошках" перегородки установлены светильники. Когда они загораются, и прихожая, и кухня начинают восприниматься совершенно иначе, нежели при дневном свете. Мы уже говорили, что конструктивно перегородка представляет собой металлический каркас, обшитый гипсокартоном. Внутри она пуста, и это позволило спрятать всю электрику. Иуже ничто не нарушает впечатления, будто светильники здесь- некие волшебные кристаллы или старые масляные лампады, но вовсе не современные светотехнические приборы.

Уровень оригинальности

Суммарная площадь стен во много раз превосходит площадь пола. Важность стены для интерьера несомненна. Количество вариантов ее отделки неисчислимо. Только в нашей рубрике мы не раз готовили на эту тему специальные подборки. Но возьмем на себя смелость добавить к неисчислимому еще один вариант. На сей раз с легким восточным оттенком, в полном соответствии с общей стилистикой квартиры.

Светлые, почти белые крашеные стены напоминают о южных городах, выжженных солнцем, создают прекрасный фон для кованой мебели и необычных светильников. Но вот как долго удастся сохранить такую белизну в прихожей? Для ответа на этот вопрос необходимо было предусмотреть элементарную защиту крашеных стен, некие легко заменяемые при необходимости элементы. Кроме того, монотонная гладкость поверхности все-таки требовала дополнительной отделки. Вконце концов, решили обозначить на стене несколько горизонтальных уровней, использовав для этой цели деревянные планки. Они связали в единую образную систему плоскость стен прихожей и декоративные проемы, обрамленные светильниками. Выходящие в прихожую двери двух санузлов и спальни подсказали вариант замены дорогостоящего массивного дерева ламинированными планками, которые обычно используются для изготовления наличников дверных коробок. Помимо немалой экономической выгоды, такое решение обеспечило идеальное соответствие планок цвету приобретенных для квартиры дверей. Заменить любую планку так же легко, как, например, кусок плинтуса.

Кухня, как и большинство помещений квартиры, тоже разделена на две части. Причем неудобное расположение стояка подсказало автору проекта интересную идею: пространство зонировали с помощью кухонного "острова" (плиты с разделочным столом), который расположен на одной линии с торцом коммуникационного короба. Таким образом, были четко "разведены" кухня и столовая. По большому счету, без кухонного "острова" не обошлось бы в любом случае- малая протяженность стены едва позволяла "втиснуть" мойку и несколько шкафов, а для плиты просто не хватало места. Рабочую зону помещения дополнительно акцентировали понижением потолка. Апод гипсокартонной конструкцией на металлическом каркасе спрятали воздуховод вытяжки.

Кухня-столовая- пожалуй, самая удачная часть интерьера. Приятные на взгляд и на ощупь отделочные материалы, стильная мебель с легкими мавританскими мотивами в совокупности с камерным настроением помещения создают атмосферу уюта и защищенности. Заходя сюда, словно попадаешь в небольшую кофейню где-нибудь на Востоке. Низкий обеденный стол рассчитан на трапезу в тесном дружеском кругу. Расположиться здесь можно не только на стульях, но и на невысоком подиуме-скамье с мягкими подушками. Его массив, облицованный керамической плиткой, как будто вырастает из пола. Дополняют общую картину светильники, стилизованные под старину. И пространство спроектировано таким образом, что из обеденной зоны почти не просматривается кухонная утварь, незаметен и процесс приготовления пищи. Но зато человек, занимающийся готовкой, наоборот, прекрасно видит всех присутствующих и может с ними общаться, не отрываясь от своего дела.

Выйдя из кухни на балкон, моментально переносишься из восточной сказки в московскую реальность. Акогда она надоест, можно снова погрузиться в недра квартиры, где Восток встречается с Западом, создавая удивительный коктейль впечатлений и ощущений.

Редакция предупреждает, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ требуется согласование проводимых переустройств и перепланировок.