Когда перепланировка почти невозможна

Реконструкция четырехкомнатной квартиры общей площадью 112 м2 в доме серии П-44Т. Кто же мог подумать, что результат будет столь впечатляющим?

Когда перепланировка почти невозможнаЦентральная зона гостиной- зона отдыха с английским электрическим камином в строгом конструктивистском портале Когда перепланировка почти невозможнаДля хозяина квартиры спроектировали рабочий "оазис" в уголке гостиной под светящимся "иллюминатором" Когда перепланировка почти невозможнаМягкая и корпусная мебель в гостиную, а также раздвижные двери подбирались архитекторами, исходя из цельного стилистического решения интерьеров и цветового строя Когда перепланировка почти невозможнаВ спальне, над изголовьем хозяйского ложа, смонтировали белоснежную "сень" с нишей, предназначенной для живописного полотна, которое уже заказано молодому художнику Когда перепланировка почти невозможнаИз парадного холла можно попасть в спальню хозяев. Раздвижные двери в гостиную, порталы холла и двери во все комнаты сделаны в единой стилистике Когда перепланировка почти невозможнаОчень вместительной, удобной и комфортной получилась ванная комната. Сюда поместился весь комплект сантехники- ванна, унитаз, умывальник с большим зеркалом и душевая кабина Когда перепланировка почти невозможнаВ этой детской комнате много света, так как здесь увеличен до пола оконный проем- внего вставлен раздвижной витраж (SCHUCO, Германия) Когда перепланировка почти невозможнаДетская комната для дочери очень светла не только благодаря большому окну, но и из-за светлой мебели. Мебель в других комнатах - более темного, вишневого тона Когда перепланировка почти невозможнаВо второй детской очень удачно найдено место письменному столу, столешница которого изогнута вдоль двух граней эркера Когда перепланировка почти невозможнаВ компактном гостевом санузле поместились и душевая кабина (видна в зеркале), и умывальник, и унитаз Когда перепланировка почти невозможнаОбратите внимание на разноуровневые рабочие поверхности кухонного фронта. Над такой раковиной не нужно наклоняться. Стены отделаны кафелем от MARAZZIКогда перепланировка почти невозможнаРядом с дверью во вторую детскую комнату- вход в новую, расширенную гардеробную. Внишах холла расположилась домашняя библиотека Когда перепланировка почти невозможнаПлан квартиры до реконструкции Когда перепланировка почти невозможнаПлан квартиры после реконструкции

Такие типовые дома сейчас именуют "народной серией". Конечно, качество их строительства высоким не назовешь, но планировки квартир вполне устраивают хозяев. Так что, приглашая архитекторов, владельцы квартиры, о которой речь пойдет ниже, предполагали внести в существующий план лишь небольшие изменения. Кто же мог подумать, что результат будет столь впечатляющим! Итак, четырехкомнатная квартира для родителей с детьми школьного возраста в жилой 17-этажной секции дома серии П-44Т.

Пере-перепланировка

Когда перепланировка почти невозможнаНарядный холл спроектирован авторами и исполнен в оригинальной архитектурной манере, в которой есть что-то и от лаконичного конструктивизма, и от торжественного римского классицизма Все началось, любезный читатель, с того, что в архитектурное бюро "ТРИ СТУПЕНЬКИ" пришел прораб и попросил сделать проект перепланировки четырехкомнатной квартиры для семьи из четырех человек. На вопрос, какие стены капитальные, а какие можно сносить, он, водя пальцем по собственному обмерочному плану, отвечал весьма оптимистично: "Эту, эту и эти две перегородки, а еще вон те можно ломать, это все не несущее. Придумайте что-нибудь интересное, вы же умеете!" Архитекторы, вдохновившись обрушившейся на них творческой свободой, стали днями и ночами просиживать над вариантами новой планировки. Наконец на бумаге появился совершенный шедевр, вобравший в себя все положительные качества промежуточных решений. Предвкушая триумф высокой архитектуры, авторы эскизов стали готовить проект к согласованию в Межведомственной комиссии, для чего, естественно, запросили в БТИ официальный план квартиры. Когда же пришло время сравнить этот документ с обмерочным чертежом прораба, на минуту (или больше- теперь уже никто не помнит) воцарилась немая сцена, не хуже гоголевской. После чего в пространстве мастерской словно взорвался сжатый воздух, а случайно вошедший прораб оказался как нельзя более кстати...

Что же было, мягко говоря, "нетак» в данных, которые он столь опрометчиво предложил архитекторам? Искушенный читатель уже, наверное, догадался: почти все внутренние «перегородки» оказались несущими железобетонными стенами, демонтаж которых запрещен. Да и обычные проемы в таких конструкциях можно делать лишь с непременным усилением мощными металлическими рамами. Так в одну минуту блестящие эскизы превратились в утопические архитектурные фантазии. Пришлось разрабатывать совершенно другой проект, считаясь с «жестокой действительностью».

Однако сценарий оставался прежним: современный, функциональный и красивый интерьер, отвечающий всем требованиям родителей и двух детей старшего школьного возраста.

Ох уж эти стены...

Когда хозяева попросили, чтобы архитекторы взялись за дело сами, пришлось возвращаться к самому началу предпроектных исследований. Жилые дома серии П-44Т мало приспособлены для реконструкции. При этом оказалось, что существующая планировка с заданным расположением внутренних несущих стен и водопроводных и канализационных стояков (вдвух местах) принципиально устраивала заказчиков, поскольку в квартире уже имелись четыре изолированные комнаты. Вместе с тем хотелось установить дополнительно душевую кабину и создать второй санузел, а также увеличить проходную темную комнатку- гардеробную. Главе семьи был нужен рабочий кабинет, под который не удавалось выделить целиком одно из четырех жилых помещений. Аеще семье требовалась внушительных размеров гостиная, удобная для встреч с большим количеством друзей. Где дружеские посиделки- там и угощения, поэтому хотелось оптимизировать сообщение между гостиной и кухней. Наконец, заказчики непременно желали создать систему кондиционирования всех четырех жилых комнат.

Квартира была сдана строителями без отделки, без внутренних дверей, при этом имелись деревянные окна. Кроме всех несущих внутренних стен, бетонными оказались также перегородки вокруг санузла и гардеробной. Железобетонные панели межэтажных перекрытий (пола и потолка) лежали, как всегда, не слишком ровно. Кположительным свойствам квартиры следует отнести то, что расположение стояков водоснабжения и канализации позволяло при желании оборудовать два удаленных друг от друга санузла. Далее история развивалась следующим образом.

На новый эскизный проект ушло две недели. Еще за три создали полный пакет рабочих чертежей, делая вынужденные перерывы на согласование перепланировок в муниципальных органах и получение разрешительных документов. Строительство и отделка теперь осуществлялись под руководством Сибина Йовановича. Врезультате проект удалось воплотить всего за четыремесяца, что достаточно быстро, если учитывать большую площадь квартиры и высокое качество работ. Прежде чем представить проект перепланировки в Межведомственную комиссию и БТИ, его согласовали с авторами серии П-44Т в МНИИТЭП.

Полы, стены, потолки

Стяжка, существовавшая на полах до реконструкции, была выполнена некачественно- трескалась и крошилась, да к тому же оказалась неремонтопригодной. Поэтому ее полностью сняли, очистили плиты перекрытия от присохших остатков и закрыли звукоизолирующим материалом "Этафон". Затем по всей квартире была создана новая выравнивающая стяжка с учетом необходимой разницы уровней между санузлами и прихожей, а также между теми участками, где предстояло класть паркет или плитку. От расположения в полах каких-либо коммуникаций отказались (вэтом не было необходимости), что упростило монтаж стяжки.

В жилых комнатах на фанеру настелили штучный дубовый паркет российского производства. Его монтировали мастера все той же бригады, без привлечения специалистов из паркетной фирмы. Вхолле, в прихожей и на кухне уложены плиты испанского (фирма ASTRI) керамического гранита двух цветов. Причем каждый цвет представлен как в матовом, так и в полированном варианте. Из квадратов этого материала архитекторам удалось создать красивую строгую художественную композицию, которая вместе с «сильными» формами ниш и полок, а также силуэтами темных порталов придает холлу уют и респектабельность одновременно. Этому немало способствует и продуманная система освещения, сочетающая потолочные лампы и скрытые источники света. Отделка пола в этой зоне особенно впечатляет при вечернем освещении, когда глянцевые квадраты керамогранита поблескивают на фоне своих матовых «соседей».

Новые перегородки из гипсокартона на металлическом каркасе зашпаклевали и загрунтовали. Бетонные стены выравнивали штукатуркой, приготовленной из сухой смеси Rotband. Затем гостиную оклеили обоями, имитирующими отделку венецианской штукатуркой, а спальню и обе детские- обоями фирмы RACH. Стены кухни и потолки санузлов покрыли эластичной и водостойкой акриловой краской TIKKURILA, а все остальные потолки- водоэмульсионной краской той же фирмы (как по гипсокартонным, так и по «натуральным», бетонным основам).

Окна и двери

Имевшиеся деревянные окна заменили новыми, пластиковыми (ПВХ) фирмы REHAU. Монтаж дверей заслуживает особого рассказа. Двери спальни, санузлов, гардеробной и обеих детских- это красивые, вишневого дерева, итальянские полотна с коробками и наличниками (фирма TRE-PUI). Авот эффектные деревянные порталы, которыми оформлены проемы из прихожей в холл и из холла в тамбур перед ванной, плюс откатные остекленные двери в гостиную и на кухню изготовлены на заказ мастерами российской фирмы "АНКОН". Стиль этих изделий, их пропорции и лаконичный резной классический карниз абсолютно соответствуют дизайну остальных итальянских дверей, благодаря чему все двери квартиры выглядят как "родные сестры". По ходу дела мастера с успехом преодолели и еще одну трудность. Отечественные двери выполнены из дуба, который практически невозможно затонировать под вишню. Достичь требуемого "вишневого" оттенка с помощью морилок не удалось. Пришлось окрашивать дерево акриловыми красками, экспериментируя и смешивая разные цвета. Вконечном итоге, проявив чудеса артистизма, мастера добились полного сходства дубовой древесины с вишневой.

Вентиляция и сантехника

При проектировании определили точки рационального и удобного расположения сантехприборов- внепосредственной близости от имеющихся стояков. Это позволило избежать прокладывания сложных трасс коммуникаций, сократить затраты и время монтажа. Существовавшую отопительную систему заменили- поставили металлополимерные трубы и новые радиаторы фирмы SIRA. Отдельно хочется рассказать о системе кондиционирования. Поначалу, учитывая диктуемую заказчиками необходимость кондиционирования всех четырех комнат, думали, что придется установить четыре традиционных внутренних блока сплитсистемы (по одному в каждой комнате) при двух внешних, выходящих на обе стороны дома (куда и окна квартиры). Но впоследствии приняли другое, технически более грамотное решение: в подвесном потолке тамбура перед ванной поместили один канальный кондиционер. Вкомнаты воздух подается по гибким стальным воздуховодам, спрятанным в конструкциях подвесного потолка. Монтаж воздуховодов не понизил потолок в основных помещениях, поскольку диффузоры (решетки) удобно вмонтированы в потолочные козырьки и над дверными проемами.

Ванная и гостевой санузел

Чтобы создать гостевой санузел, в котором поместились бы душевая кабина, унитаз и умывальник, дополнительно использовали часть площади прихожей и ту проходную зону, которая вела из прихожей на кухню. Эти пусть небольшие, но все же квадратные метры и присоединили к площади гостевого санузла. Витоге получился полноценный санузел (5м2), удобный и комфортный. Сего появлением стало возможным превращение изначального раздельного санузла в просторную ванную комнату с умывальником и унитазом. Всвою очередь, это совмещение позволило увеличить площадь спальни родителей и разместить вдоль стены, смежной с ванной комнатой, встроенный шкаф.

Холл и гардеробная комната

Сломав перегородки, определявшие прежние границы гардеробной, построили ее новые стены, изменив габариты этой комнаты. Если изначально площадь гардеробной составляла 2,6м2, то после перепланировки ее размеры увеличились почти вдвое- до4,8м2. Новые стены возводили по традиционной теперь уже технологии: выстраивали каркас из металлических стоек и перекладин, заполняли промежутки матами минеральной ваты и обшивали с обеих сторон листами гипсокартона. Такая технология позволила создать и сложные по архитектурной пластике стены холла, смежного с гардеробной. Они представляют собой эффектно разделенную на ниши, сложную и красивую по пропорциям архитектурную форму. Ее облицевали искусственным камнем, в нишах смонтировали массивные дубовые полки и оборудовали встроенной подсветкой, провода к которой проходят внутри металлического каркаса конструкции. Организованный таким образом холл стал композиционным и коммуникационным центром квартиры, а на полках ниш нашла свое место домашняя библиотека. Сюда же поставят коллекцию мелкой пластики.

Кухня и гостиная

Прежде чем закрыть вход на кухню через прихожую, прорезали новый проем (10002100мм) в несущей стене, разделяющей кухню и гостиную. Проем укрепили по границам мощной металлоконструкцией, сваренной из швеллера. Сейчас швеллер, закрытый грунтом и штукатуркой, а затем окрашенный (со стороны кухни) и оклеенный обоями (со стороны гостиной), совершенно не виден. Но он есть, и без него не удалось бы согласовать проект перепланировки. Так сообщение между гостиной и кухней стало удобным, о чем и просили заказчики. Проем оснащен откатной остекленной перегородкой с матовыми стеклами в вишневом переплете.

В гостиной организованы целых три функциональные зоны. Главная из них- гостевая, ядром которой стал английский электрический камин (BURLEY), обрамленный строгим, от пола до потолка, порталом. Центром второй зоны стали телевизор и музыкальный центр, напротив которых расположены кожаные диваны. Третья зона- вожделенный «кабинет» хозяина. Эта зона обозначена не только присутствием письменного стола, но и особым оформлением потолка над ним: из круглой потолочной ниши на рабочий «пятачок» льется рассеянный мягкий свет. Здесь смонтирована скрытая система освещения.

На кухне установили мебельный гарнитур немецкой фирмы NOLTE. Обстановку для остальных помещений архитекторы подбирали, исходя все из той же необходимости соответствия общей архитектурной стилистике интерьера. Эта стилистика- некий спокойный современный «московский стиль», гармонично сочетающий в себе черты конструктивизма и функционализма с элементами вновь модного ар деко и немногочисленными вкраплениями сдержанного классицизма.

Редакция предупреждает, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ требуется согласование проводимых переустройств и перепланировок.