Как извлечь пользу из недостатков

Четырехкомнатная квартира в питерском доме постройки 1798 года, реконструированная в стиле средневекового рыцарского замка.

Как извлечь пользу из недостатковКамин собран из кирпичей XVIII-XIX веков, принесенных с развала на месте снесенного дома. Использование в таком качестве оказалось для кирпичей столь естественным, что камин счел антикварным даже дипломированный реставратор Как извлечь пользу из недостатковОставшиеся после работы над камином кирпичи были сложены сокурсниками Андрея Федорцова в четыре ровненькие кучки. Азатем прикрыты доской, добытой на соседней свалке. Получившийся в результате журнальный столик планировался как временное явление, но в итоге- остался в гостиной навсегда. Еще одна история на тему "Как рождаются гениальные идеи" Как извлечь пользу из недостатковФрагмент кухни. Сушка для посуды- несомненно, самый яркий аксессуар квартиры- выполнена кузнецами Мухинского училища Как извлечь пользу из недостатковНа полках и комодах множество очаровательных безделушек, служивших быту или просто удовольствию давно почивших владельцев. Здесь декоративные подсвечники, графины, часы, бокалы и просто "вещицы ни для чего" Как извлечь пользу из недостатковВ спальне немало декоративных акцентов. "Разношерстная" компания из двух зеркал- лаконичного в нише и вычурного над кроватью, старинного чемодана, плюшевого мишки, шотландского пледа и персидского ковра способна повергнуть придирчивого эстета в шок Как извлечь пользу из недостатковУютная ниша в гостиной вместила довольно своеобразный набор предметов. Часть из них- те же картины- респектабельна и понятна, а часть безнадежно необъяснима Как извлечь пользу из недостатковФрагмент гостиной. Втедалекие годы многое в интерьерном дизайне определялось возможностью достать отсутствующую в магазине вещь. Ипусть сейчас нас несколько удивляет соседство сложенного из камня камина, деревянных балок и зеркальных створок шкафа-купе. Но ведь тогда этот шкаф был чуть ли не первым в городе, а значит, предметом скорее культа, чем просто обстановки.
Не будь зеркального шкафа-купе, в гостиной явно ощущалась бы замкнутость пространства. Зона отдыха вообще лишена окон, если не считать двух нешироких проемов напротив обеденного стола. Зеркало ловит скупой свет, проникающий сквозь них, и щедро насыщает им помещение Как извлечь пользу из недостатковЕсли бы не опрятный вид кастрюль, указывающий на их нечастое использование, можно было бы подумать, что перед нами кухня в старинном европейском доме

Как извлечь пользу из недостатков
Как извлечь пользу из недостатковПлан помещений до (вверху) и после (внизу) реконструкции

"Эта квартира создавалась 9месяцев далекого 1993. Сначала многочисленные строители по очереди не понимали, что от них требуется. Затем за дело взялись будущие артисты со второго курса Дмитрия Астрахана. Им нравилось своими руками подбирать друг к другу старинные кирпичи с разными клеймами, чистить балки, возводить арки и камин, раскапывать полы, штукатурить поверхности. Сейчас, 8лет спустя, их имена уже известны всем любителям кино: Андрей Федорцов, Денис Кириллов, Алексей Шевченко, Александр Склатько. А будущие архитекторы, студенты-пятикурсники, приходили смотреть и говорили: "Михайлов, ты делаешь "бабушкин сундук". Это немодно и скоро надоест". Но почему-то сейчас они тоже строят такие "сундуки". Ипридумывают этому стилю всякие красивые названия... Тогда еще не было таких материалов, как GYPROC или ламинат. Иустановленный здесь шкаф-купе KOMANDOR- один из первых в Петербурге».

Архитектор Дмитрий Михайлов

Квартира, которую вы видите,- своего рода практическое руководство по превращению архитектурных недостатков в достоинства. Анедостатков этих набиралась целая коллекция: катастрофически низкий потолок (2,45м), выходящие на одну сторону окна, неудобно расположенные несущие конструкции ит.п. Архитекторы студии "32ДЕКАБРЯ» сумели создать на месте бывших комнат для прислуги (впоследствии ставших коммуналкой) уютный интерьер в стиле средневекового кабачка.

Как поднять потолок

Казалось бы, расширяться некуда: приземистые комнаты безнадежно зажаты между верхним и нижним этажами. Однако директор мастерской Дмитрий Михайлов стоял на своем: "Разбирайте потолочные перекрытия!" Чутье не подвело: на 5-7 см выше штукатурки обнаружились роскошные дубовые балки. Заметим, что дом, о котором идет речь, на год старше Пушкина, то есть построен в1798году. Судя по первому этажу, когда-то здесь находилась конюшня, а наверху- комнаты конюхов. Балки были очищены и отреставрированы, поверхности между ними выровнены и отделаны фактурной штукатуркой. Врезультате потолки повысились на30см.

Массивные балки оказались слишком сильным стилистическим акцентом, чтобы им пренебречь. Итак, жребий был брошен: дальнейшее освоение пространства велось под девизом «Старинный загородный дом».

Как раздвинуть стены

Далее, в поисках старинной кладки, занялись расчисткой стен. Инеожиданно обнаружили два заделанных оконных проема. То есть внешняя стена не всегда была глухой! Вобразовавшиеся ниши решили встроить полочки (хозяева собирают антикварные вещи, и требовалось большое количество открытых поверхностей, чтобы выставить всю коллекцию). Одновременно оформление проемов подчеркивает, что некогда здесь были окна.

Кладку частично оголили, частично покрыли фактурной штукатуркой. Лабиринт коммунальных перегородок без сожаления разрушили, сохранив единственную внутреннюю несущую стену. Она сделалась инструментом зонирования, разгородив квартиру на гостевую и приватную части. Посреди последней пришлось оставить еще один несущий элемент, не подлежащий сносу,- одинокую прямоугольную колонну. Вновом интерьере она обозначает границу между спальней и кабинетом, а также служит опорой для полки с телевизором. Анфилада помещений зрительно удлинена с помощью зеркального фальшокна (еще один заделанный оконный проем).

Откуда взять кухню

Самой показательной победой архитекторов стало даже не повышение потолка, а расширение квартиры по горизонтали. Согласитесь, если в результате ремонта твердые 110м2 превращаются в119, это уже оправдывает хлопоты и затраты. Надополнительных девяти метрах расположилась кухня- самое романтическое помещение квартиры, убедительно выдающее себя за подвальчик патриархальной усадьбы. Объем этот был отвоеван у несуразного, никем не используемого межквартирного пространства, находящегося в стороне от лестницы. Пол кухни на45см ниже уровня гостиной. Это дало не только выигрыш в высоте, но и подчеркнуло обособленность новоявленного помещения.

Главная декоративная тема кухни- старинные кирпичи, нередко с клеймами известных заводов. Частично кладка "родная", частично- из развалин домов по соседству. Обнаружив в стене остатки замковой кладки, архитекторы решили восстановить бывшую здесь некогда арку. Далее естественным образом возникла идея кованых украшений. Выполненная кузнецами Мухинского училища сушка для кастрюль кажется ровесницей кирпичей. Ей вторит похожая по форме люстра- прекрасно сохранившийся образец дизайна 1900-х годов, когда в моду вошли средневековые мотивы. Тема рыцарского замка зародилась в умах авторов проекта еще в период расчистки старых балок- Дмитрий Михайлов даже специально посетил несколько лекций по реставрации замков Луары. Впоследствии средневековые мотивы не раз проступали в деталях: в грубой веревке, с помощью которой прямо к балке привязана акустическая колонка; в сложенном из кирпичей журнальном столике; в куске бревна, на котором стоит телевизор. Иконечно, в самом эффектном предмете интерьера- двустороннем камине.

Двуликий Янус,
или Что скрывается за камином

Стена, проходящая между двумя каминами, разделяет также два исторических стиля- "условное" средневековье и эклектику XIXвека. Понятно, что стилизованные шероховатости стен не убедят нас в своем стихийном происхождении. Однако в самой их искусственности, в аккуратном узоре таится особая прелесть. Архитекторы явно намеревались удивлять нас каждым квадратным метром площади, сначала- заменив балочный потолок гипсовой лепниной, а затем- повесив под этой лепниной офисные жалюзи-"гармошки". Под конец зрителя уже не поражает даже волшебно возникший в конце анфилады фантом- кусок "шероховатой" стены. Таково действие зеркального фальшокна, установленного на месте старинного оконного проема. Уархитекторов студии "32ДЕКАБРЯ» была идея протянуть систему зеркал до самой крыши, чтобы получить нечто вроде перископа. Тогда в фальшокне виднелся бы Исаакиевский собор. Однако реализация замысла притормозилась по финансовым соображениям. В теперешнем виде фальшокно играет вполне практическую роль: зрительно удлиняет анфиладу комнат

Идея двух каминов, установленных по обе стороны стены и имеющих единый дымоход, тоже диктовалась практической необходимостью. Они призваны были уравновешивать друг друга, так как слабые перекрытия могли не выдержать односторонней нагрузки. Поначалу обсуждалась модель с общей двусторонней топкой, разделенной термостойким стеклом. Но поскольку на момент ремонта таковое стекло в продаже отсутствовало, идея отпала сама собой. Фасад, обращенный в гостиную, сложен из старых кирпичей, которыми изобилуют соседние свалки. Врезультате создается настолько полная иллюзия "родного" камина, что с толку был сбит даже один дипломированный реставратор, зашедший в гости к хозяевам. "Как хорошо сохранился ваш антикварный камин!"- воскликнул он. Идаже не подумал, что для Петербурга XVIIIвека такое сооружение было просто нереально. Вхолодной России, а тем более в комнате прислуги, могла стоять разве что оштукатуренная печь. Однако камин в квартире прекрасно прижился. Иочень скоро стал уютной подставкой для любимых домашних вещиц- статуэток, подсвечников, картин.

Второй камин создан по конкретному образу и подобию: хозяин показал Дмитрию Михайлову журнал с изображением камина в доме Дэвида Боуи. На глянцевой странице красовалась скала из необработанного камня, в жерле которой бушевало пламя. Не будучи знакомыми с поставщиками Боуи, архитекторы предложили сложить камин из колотого диабаза- того, из которого выложен тротуар у храма СпасанаКрови. Серый фасад, обращенный в приватную зону, вносит в нее респектабельность и покой. Грубовато-задорную мебель рыцарского замка сменяет изящный, стилизованный под барокко спальный гарнитур. Пол, не в пример палубной доске гостиной, выложен светлым паркетом. Гладкий потолок сохранил гипсовую лепнину. При этом в кабинете можно увидеть вполне современный офисный стол, на окнах висят белые жалюзи. Очевидно, что архитекторы не стремились к чистоте какого бы то ни было стиля: едва проявившись, каждая эпоха тут же уравновешивается другой, немало от нее удаленной.

«По-нашему, по-российски...»

Как извлечь пользу из недостатков
Есть на свете специалисты, привыкшие работать точно по инструкции, с соблюдением всех указаний и пометок мелким шрифтом внизу страницы. Их можно назвать педантами, привнося в это слово либо негативный, либо, наоборот, уважительный оттенок, в зависимости от вашего собственного подхода к делу. Но есть иные, ярко окрашенные личности, способные порой игнорировать все существующие инструкции и правила. От этих людей не стоит ждать традиционных решений, и именно они поставляют сюжеты для нашей «Копилки идей».

Казалось бы, аудиоаппаратура требует к себе весьма трепетного отношения. Например, напольные колонки лучше всего звучат, если на пол под их конические ножки подложить медные пятачки. Это гарантирует отсутствие резонанса. Авот Дмитрий Михайлов не стал мараться о стереотипы и попросту подвесил колонки к потолку при помощи канатов. Теперь это не просто часть аудиосистемы, но и важная составляющая своеобразного интерьера квартиры. Акак иначе было вписать в стилистику старого загородного дома современную аппаратуру?

Куда спрятать санузел

Взять, например, "таверну". Здесь стоят два современных кожаных кресла. Ничего не поделаешь, средневековье не очень-то баловало своих обитателей предметами комфортабельного отдыха. Ккухне примыкает стеклянная барная стойка. Как и полочки в нишах, она призвана скрасить массивность кирпича и балок. Но самый неожиданный результат дает отражение камина в зеркальном шкафу-купе. Его дверцы скрывают не только вешалки с одеждой, но и два небольших помещения- ванную и находящуюся за ней сауну. Шесть абсолютно одинаковых створок надежно маскируют вход. Зеркальная стена зрительно увеличивает объективно небольшое пространство гостиной.

Как увеличить коридор

Пересекающие потолок балки позволили решить еще одну проблему: скрыть небольшое искривление несущей стены, отделяющей квартиру от лестничной клетки. Раньше следствием этого дефекта было странное сужение коридора. Теперь балки словно раздвигают стены. Аокна и зеркала оптически корректируют форму помещения. Перепад уровней пола усложняет пластику пространства и тоже заставляет воспринимать коридор как более просторный.

Итак, большинство недостатков квартиры волей авторов проекта отныне работают на пользу интерьера. Так за вполне разумную плату (гонорар архитекторов составил около30% от общей стоимости ремонта) хозяева получили вместо бывшей коммуналки с глухими стенами и низкими потолками оригинальное жилье, более всего напоминающее уютный загородный дом.

Редакция предупреждает, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ требуется согласование проводимых переустройств и перепланировок.