Гнездо орла

Реконструкция квартиры общей площадью 56 м2 в стандартной «многоэтажке». Функциональная планировка согласуется с идеей отдыха и образом гнезда.

Гнездо орлаРядом с входной дверью- зеркало в деревянной раме. Оно создает интересную пространственную интригу. Его дизайн соответствует дверным перегородкам спальни и ванной Гнездо орлаВ закрытом виде раздвижные двери, напоминающие ширмы, обрамляют композицию домашнего кинотеатра. Востальных зонах гостиной автор отказался от симметрии Гнездо орлаКогда дверь- перегородка в спальню открыта, зеркальные дверцы шкафа- купе превращают отражения двух окон в бесконечную воздушную галерею Гнездо орлаНапольное покрытие гостиной "перетекает" в соседние помещения. Благодаря этому приему и общей цветовой гамме все комнаты выглядят как зоны единого зального пространства Гнездо орлаПри входе в гостиную кажется, что французское окно открывается в сад. Низкая мягкая мебель, аксессуары из натуральных материалов создают в гостиной умиротворенное и мечтательное настроение Гнездо орлаСовременная "мужская" кухня- торжество строгих линий и функционального дизайна. Единственная "женственная" деталь- "знаковый" образ на плитке Гнездо орлаБарная стойка (она же- обеденный стол) и полка для бокалов под потолком выполнены по авторским эскизам. Эти два предмета выглядят как отражения друг друга. Лампа и бокалы воспринимаются как единая инсталляция. Сидя за столом, можно выбрать объект созерцания: пейзаж за окном или экран телевизора Гнездо орлаДве оштукатурен-ные стены спальни дополнены обоями из камыша. Сними комната выглядит наряднее Гнездо орлаПростота обстановки спальни оттеняет красивую игру фактур. Дизайн светильника словно отражается в покрывале. Формат картины перекликается с окном в ванную комнату Гнездо орлаВанна снаружи облицована мозаикой, что отчасти маскирует ее массивный объем. Светящиеся "окна" на полу вносят интригу Гнездо орлаНапольный декор из мозаики BISAZZA "перетекает" на стену с умывальником. Тессеры трех цветов создают впечатление мерцающей поверхности, "расширяя" помещение Гнездо орлаПлан до реконструкции Гнездо орлаПлан после реконструкции

Идея этого интерьера родилась благодаря великолепной панораме за окнами квартиры. Харьковский дизайнер Юрий Морозюк постарался максимально использовать это редкое преимущество. Красоту «живой картины» подчеркнули открытым планировочным решением, отделочными материалами и аксессуарами в «экологическом» духе. Минималистский подход в дизайне также выгодно оттенил присутствие пейзажа в интерьере, располагающем к отдыху и медитациям.

Удачная метафора

Небольшая квартира в стандартной «многоэтажке», построенной 15 лет назад, вызывала у своего нового владельца серьезные сомнения. Молодой человек не был уверен, что ее можно превратить в современное жилище, и даже раздумывал о продаже. Пока однажды, зайдя в гости к знакомым, не увидел очень элегантный интерьер. Ему понравился почерк дизайнера (им оказался Юрий Морозюк): простота, сочетающая в себе комфорт и современный выдержанный стиль. Телефонный разговор и последовавшая затем встреча решили все сомнения. Забегая вперед, скажем, что, даже пройдя тернистый путь ремонтно-строительных работ, дизайнер остался доволен своими отношениями с заказчиком и называет их «просто сказочными».

Вид на окружающие улицы, утопающие в зелени, с самого возвышенного места города необычайно впечатлил дизайнера. Ион успокоил своего молодого заказчика: "Мы сделаем удобное и современное жилье- гнездо, в котором вам будет легко и уютно". Из удачно сказанного слова и родился образ квартиры. Все остальное, по утверждению Юрия Морозюка, стало "делом техники", точнее, мастерства- проектировочного, строительного, дизайнерского. Ссамого начала интерьер проектировали для единственного обитателя- современного делового мужчины тридцати лет. По роду занятий он вынужден много времени проводить вне дома. Ивозвращаться в квартиру, действительно, как орел в гнездо, только для непродолжительного отдыха. Поэтому предстояло создать успокаивающее пространство, или «релаксирующий интерьер», как говорит сам автор.

Поскольку орлы вьют свои гнезда на вершинах гор, откуда открывается широкий обзор, Юрий Морозюк решил максимально поддержать эту ассоциацию и сделал оконные проемы предельно большими. Так интерьер наполнился воздухом и светом. Ощущение открытости усилено цветовой гаммой: доминируют серый, белый и бежевый цвета с небольшими вкраплениями коричневого и черного. Кроме того, все лишние детали изгнаны из этого интерьера, вещей и мебели в помещениях минимум. Но самое главное, конечно, зальная планировка.

Вокруг гостиной

Войдя в квартиру, сразу оказываешься в самом ее центре- в большой гостиной. Прихожая здесь практически отсутствует. Вход отделен от зоны домашнего кинотеатра огромным зеркалом, оформленным наподобие раздвижных дверей-перегородок, закрывающих входы в спальню и ванную. Кому-то отсутствие прихожей покажется очень неуютным- нет психологически необходимого промежуточного пространства, отделяющего свое от чужого. Поэтому, как правило, при реконструкции все же оставляют хоть какой-то намек на прихожую.

Но в данном случае решились на радикальное решение, так как оно соответствовало концепции квартиры. Да и качественная входная дверь освобождает жильца от любых опасений. Помимо прочего, у нее отличная звуко- и теплоизоляция (благодаря использованным материалам- стиродуру и полиуретану,- проложенным по всей ее площади), так что ни один звук с лестничной площадки не потревожит владельца квартиры. Попасть в другие помещения можно лишь из главной комнаты- гостиной: слева от входа- гардеробная (она же кладовая) и кухня, справа- ванная и спальня. По сравнению с гостиной, остальные комнаты малы, их расположение подчеркивает значимость главного помещения.

Ясная функциональная планировка хорошо согласуется с идеей отдыха и образом гнезда. Просто не верится, что прежде на этой же самой площади находились 6 тесных комнаток и ветвистые коридоры. Создавая открытое пространство, ликвидировали все стены, кроме несущих. Исключение- перегородка гостиной, где просто сделали новые входы в спальню и ванную.

Кплощади квартиры присоединили утепленные лоджии, увеличив жилое пространство почти на треть- с 56 до 80м2. На месте бывших лоджий образовался сквозной проход-галерея, соединяющий спальню и гостиную. Для этого, правда, пришлось срезать подоконные стенки. Немалые изменения произошли с кухней, ванной и туалетом. За счет перепланировки и объединения ванной комнаты и туалета площадь санузла увеличилась на 3м2. При этом один из прежних глубоких дверных проемов в капитальной стене архитектор превратил в нишу для умывальника. Кухня изменила свое расположение, почти полностью передвинувшись на место соседней комнаты. Аее собственное место заняла просторная кладовая-гардеробная размером 5м2. Здесь спрятали все бытовые приборы, включая стиральную машину и бойлер на 200л.

И, конечно, в квартире пришлось обновить все виды коммуникаций- водопроводные и канализационные трубы, электропроводку, систему отопления- из-за их несоответствия современным техническим и эстетическим требованиям. При переносе приборов повысили уровень пола и выстроили подиум в ванной, который использовали и в декоративных целях. Несмотря на значительные изменения интерьера, согласование перепланировки в градостроительных органах Харькова успешно прошло все необходимые стадии.

Мнение психолога

Гнездо орла
Стремление подняться над суетой повседневности вообще свойственно человеку. Время от времени каждый из нас ищет возможности осознать, что его жизнь- это нечто большее, чем просто физиология- еда, сон, секс. Представленная на этих страницах квартира задумана и создана как окно в мир, располагающийся несколько над бытом. Ичеловек, который комфортно чувствует себя в этом пространстве, скорее всего, любит мечтать и строить планы. Ему присуще проявление творческого подхода к организации своей жизни и всех ее процессов. Личностям подобного склада стоит заняться делом, которое помогло бы проявиться их мечтательной, романтической натуре: сочинять стихи, рисовать, музицировать. Кроме того, не случайна ассоциация с гнездом орла- царя птиц, парящего над миром, устраивающего жилье на высоких скалах, откуда он может обозревать свои владения. Высота в психологии- это метафора высшей цели. Итот, кто стремится организовать собственный дом подобным образом, скорее всего очень честолюбив и амбициозен. Свою жизнь он планирует на уровне служения высшей цели и ради ее достижения стремится к власти. Для осуществления задуманного он избирает лишь благородные пути и охотно берет на себя ответственность за подчиненных ему людей.

Кандидат психологических наук,
психолог-консультант
Елена Тимошевская

С высоты птичьего полета

Остановимся подробнее на смысловой доминанте всех преобразований- на окнах. Ощущения простора, широты обзора дизайнер добился за счет устройства так называемых французских окон (от пола до потолка). Чтобы создать в квартире необходимую теплоизоляцию, в них использовали немецкий четырехкамерный профиль фирмы KMMERLING. После утепления внешних стен и установки остекления от пола до потолка и появилась прозрачная "галерея", привносящая в интерьер необычное "взлетное" настроение и навевающая ассоциации с пентхаусами нью-йоркских небоскребов. Она позволяет полностью преодолеть унылый советский стереотип планировки. Прежде нас встречали негостеприимные сумрачные коридоры, плутающие в полумраке от комнаты к комнате. Теперь они уничтожены как класс. Вместо лабиринта- цельное пространство, распахнутое навстречу воздушному океану.

Не случайно второй вход в спальню устроен в дальнем конце гостиной, возле окна: при желании раздвижную дверь можно оставлять открытой, превращая зону перед окнами в подобие открытой галереи. Кровать обращена к окну: просыпаясь в такой спальне, вполне можно чувствовать себя птицей. Но и этого мало: Юрий Морозюк решил сделать ощущение простора и высоты по-настоящему головокружительным. Врезультате рядом со спальней галерею замыкает встроенный бельевой шкаф с зеркальными дверцами от пола до потолка. Игра с отражениями и перспективой получилась просто завораживающей. Аудвоенная панорама окрестностей позволила прочувствовать во всей полноте «орлиную» высоту, на которой расположено жилище.

Выбор отделочных материалов, мебели и аксессуаров дополняет и усиливает впечатления. Недаром сам дизайнер считает его не менее важным, чем решение архитектурной задачи. Обратим внимание на блестящую керамическую плитку- ею выложен пол во всей квартире, кроме спальни. Вгостиной Юрий Морозюк к тому же использовал глянцевые натяжные потолки французской фирмы BARRISOL. Такой выбор определила высота потолков- всего лишь 2,5м. Отражающие поверхности в сочетании со светлыми стенами создают прекрасный эффект и зрительно увеличивают высоту и «воздушный» объем помещения. Для всех комнат дизайнер нашел плоские потолочные светильники, дополнив их в некоторых зонах небольшими спотами, встроенными в потолочный гипсокартон фирмы REGIPS.

Выбор керамики в качестве напольного покрытия- решение в наших климатических условиях достаточно редкое, требующее особых разъяснений. Вюжных странах с ее помощью пытаются сохранить в помещении прохладу, что естественно. АЮрий Морозюк избрал этот материал не из практических соображений, но по ассоциации с камнем: орлы вьют гнезда на вершинах гор. Впрочем, образное решение не помешало комфорту: всюду под плиткой положен теплый пол фирмы DEVI. Укрупной светло-серой плитки размером 4545см (коллекция Macrosaica итальянской фирмы REX) мелкий рисунок и очень нежная, изысканная фактура. Этот материал в немалой степени задает в интерьере экологическую тему, которую поддерживает декор дверных проемов, напоминающий оформление традиционных перегородок японского дома. Стилизация под этнику здесь органично соседствует с графичностью итальянских светильников в стиле high tech. Их световоды вмонтированы прямо в матовое стекло. Ини единого провода!

Гнездо орла
Природные объекты в интерьере выглядят сегодня метафорой возвращения к истокам, естественной красоте и осмысленности жизни. Камень, земля, дерево, тростник- материалы в своем первозданном виде или при минимальной обработке превращаются в самодостаточные арт-объекты. Отсутствие "зимнего сада" восполняет пейзаж за огромными окнами. Полы из дерева венге и обои из рисовой соломки поддерживают диалог с природой. Красивое дополнение- инсталляция из крупной гальки рядом с двумя пластинами декоративно вырезанных камней, прикрепленными к стене. Вечером маленький светильник подсвечивает композицию.

Естественная красота

Отделка стен в гостиной, как и во всей квартире, выполнена с помощью стеклохолста (чтобы защитить поверхности от трещин), шпаклевки и тонировки (все- от AKZO NOBEL). Этот выбор дизайнер сделал на основе опыта, приобретенного за многие годы работы. По его мнению, важно учитывать не только декоративные свойства, но и то, как ведут себя материалы в процессе эксплуатации,- удобство в уборке, износостойкость.

Мебель приобреталась не столько в контексте необычного пространства, сколько из общих минималистских пристрастий к строгим образцам, созданным в этой стилистике. По мнению украинского дизайнера, мебель простых и выверенных форм просуществует много десятилетий без риска показаться старомодной. Особенно если, как в данном случае с мягкой мебелью, удачно найденное дизайнерское решение сочетается с физической долговечностью выбранной модели. Вообще Юрий Морозюк отдает предпочтение стильным и функциональным вещам, с длинной «историей», а не ультрамодным и потому быстро устаревающим.

Вгостиной, как и в квартире в целом, мебели самый минимум: диван, журнальный столик и стойка для hi-fi-аппаратуры. Эти предметы дополнены небольшим количеством аксессуаров и интерьерных деталей: коллекцией кактусов в квадратных горшочках, выставленной в геометричных стенных нишах с подсветкой, авторским ковром из шкуры стриженой овцы, шелковыми шторами в экологическом стиле, этническими сувенирами и настоящими обточенными морем камнями с крымского побережья, медитативно разложенными на полу.

Кприроде Юрий Морозюк относится как к источнику энергии и вдохновения. На деле это подтверждается деликатностью профессиональных приемов. Их немало в оформлении спальни. Любопытно, например, что рисунок на шелковом постельном текстиле перекликается с зеркальным потолочным светильником, висящим прямо над ним. Высоко над изголовьем расположено вытянутое по горизонтали окно с молочным стеклом в темной деревянной раме. Соседствующее с настоящей картиной на стене, оно выглядит почти как минималистский арт-объект. Вунисон с экологическим "панно" из натурального камыша (бельгийские обои) выполнен пол. Паркетная доска из венге уложена строгим узором. Идерево, и особенно камыш появились в комнате опять-таки по ассоциации с орлиным гнездом: птицы ведь вьют гнезда из веточек и прутьев. Натуральные материалы золотисто-шоколадных тонов сделали спальню самой уютной комнатой в доме. Чередование оштукатуренных поверхностей стены и цветных плоскостей придало помещению и бо,льшую непринужденность, и одновременно бо,льшую четкость форм.

Тот же подход использован в оформлении кухни. Дизайн здесь становится как бы незаметным, второстепенным по отношению к природе и человеку. Для кухни был выбран нейтральный серебристо-серый цвет. Автор проекта говорит: "Положите на стол красные помидоры, зеленые огурцы- они будут выглядеть необычайно яркими, аппетитными на спокойном общем фоне. Ведь еда- то, через что мы восполняем энергию космоса,- самое главное на кухне».

Кухонный мебельный комплект достаточно стандартен, а вот "фартук" выложен очень красивой мозаикой из "нержавейки" итальянской компании SICIS с декоративными вставками от BARDELLI (Италия) (запоминающиеся женские образы художника Форназетти). Характерно, что привычному обеденному столу здесь предпочли решение "два в одном". Оригинальная многослойная барная стойка выполнена на заказ харьковскими мастерами и служит также обеденным столом. Хотя и не предполагалось, что на этой кухне будут по три раза в день готовить полное меню, она вполне практична и оснащена всей необходимой бытовой техникой известных немецких фирм BOSCH и SIEMENS.

Гнездо орла
Математическую строгость этой ванной смягчают две уютные детали. Первая- внутреннее окно под потолком во всю ширину стены, напоминающее абстрактное панно. Вторая- пара светящихся "окон", вмонтированных в пол. Под плитками из настоящей мраморной гальки, скрепленной прозрачной полиэфирной смолой, устроена подсветка. Идея оказалась легко осуществимой благодаря тому, что при переносе фановой трубы потребовалось сделать небольшой подиум для правильного расположения коммуникаций. Внего и вмонтировали светильники.

В отличие от почти монохромной кухни, в ванной комнате сохраняется сочетание темно-коричневого со светлыми тонами, присущее квартире в целом. Подиум выложен коричневой мозаикой BISAZZA, а остальные участки пола- тем же материалом, что и в остальных комнатах. Стены частично облицованы крупной белой плиткой VIVA, частично- мелкой мозаикой BISAZZA. Правильные геометрические формы сантехники (прямоугольная раковина, круглые унитаз и биде, круглая же гидромассажная ванна) усиливают позиции минимализма в этом интерьере.

Что касается надежности и безопасности коммуникаций, то архитектор уделил ему не меньше внимания, чем дизайну. Под подиумом проложены специальные трубы со сроком службы более 50 лет. Аревизионные окна, устроенные одно под полотенцесушителем, другое у гидромассажной ванны, оборудованы легко снимающимися лючками на магнитах и абсолютно доступны.

Мы долго бродили по этой небольшой квартире, вглядываясь в детали, с радостью вдыхая ощущение легкости и свободы, которые она несет в себе. Задача, поставленная перед дизайнером,- создать интерьер для отдыха,- конечно, решена полностью. Здесь, в комфортной среде, искусно созданной с помощью разнообразных материалов, природных цветов, фактурных аксессуаров и продуманных инженерно-технических решений, молодой человек сможет освободиться от напряжения современной жизни. Но, как нам кажется, дизайнер сделал даже больше, чем от него требовалось. Вэтом доме отдыхает душа, потому что он открыт во внешний мир и впускает в себя энергию неба и земли.

Редакция предупреждает, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ требуется согласование проводимых переустройств и перепланировок.
Рекомендуем