Дом с историей

Квартира (145 м2) в здании-памятнике архитектуры. Среда определила правила игры: классика, причем классика эклектичная, многослойная, многогранная.

Дом с историейМебель в гостиной стилизована под старинную. Рисунок обивки- цветы и полоска- трогателен и сентиментален. Сразу вспоминается "гарнитур из 12 стульев работы Гамбса" Дом с историейМногообразие фактур и текстур- один из ключей к обаянию интерьера. Теплая цветовая гамма прихожей подчеркивает открытость и гостеприимство дома Дом с историейСветовой потолок в прихожей выполнен в виде витража. Благодаря системе датчиков на движение он включается автоматически, как только кто-нибудь входит в квартиру Дом с историейЧерные корпуса акустических компонентов и антрацитовое зеркальное обрамление плазменной панели смотрятся в гостиной вполне органично- эклектика допускает такое сочетание Дом с историейКамин размещен на том месте, где до революции находились печи. Его дизайн создан на основе компиляции трех английских моделей Дом с историейПросторная гостиная- дань французской классике. Декор потолка имитирует старинную лепнину: именно так должна была бы выглядеть "профессорская" квартира Дом с историейОбраз кухни- французское кантри. Деревянные потолочные балки и латунные светильники, низко свисающие над столом, создают романтическую атмосферу Дом с историейКухонное оборудование размещено вдоль окна - прием, заимствованный из "старины глубокой". Пробковое покрытие пола прекрасно заменяет плитку: за ним легко ухаживать Дом с историейСветильники с легкими абажурами из перфорированного металла хозяева любовно называют "дуршлагами" Дом с историейКухня решена в классическом стиле. Столешница из светлого мрамора и темные поверхности контрастируют друг с другом

Дом с историей
Дом с историейСпальня оформлена в теплых персиковых тонах. "Бабушкины" комоды из красного дерева с отделкой из латуни и ротанга вызывают ностальгические воспоминания Дом с историейЛейтмотив оформления санузла- античная тема. Здесь есть даже настенные фрески и "нерасшифро-ванные" письмена Дом с историейКвадратный потолочный светильник в ванной комнате напоминает чердачное окно. Его мягкий, ровный свет позволяет хорошо рассмотреть настенные росписи Дом с историейПлан до реконструкции Дом с историейПлан после реконструкции

Одесса... Город Бабеля и Зощенко, Бернеса и Утесова. Смешение языков и наречий, выпестовавшее неподражаемый одесский говор. Запах моря и шум порта. Аеще- уникальная архитектура, вобравшая в себя черты разных стилей, начиная от итальянского ренессанса и заканчивая русским классицизмом. На такой благодатной почве просто не мог не появиться интерьер, пропитанный духом некоронованной столицы юга.

Дом с историейКаминные часы фиксируют мерный ход времени. Кажется, что за их стрелками следили многие поколения обитателей квартиры Квартира площадью 145м2, купленная семьей из трех человек, находится не просто в старом доме, а в здании- памятнике архитектуры. Историческая застройка хранит память об Одессе XVIII-XIX веков. Узкие улицы, балконы, поддерживаемые атлантами и кариатидами, тихие дворики- настоящий музей под открытым небом.

Среда определяет правила игры. Втаком окружении ультрасовременный интерьер оказался бы чужеродным пришельцем, нарушающим гармонию старого квартала. Поэтому остановились на классике, причем классике эклектичной, многослойной, многогранной, как и сам пестрый город, выросший из взаимодействия порой противоречивых культур. Французская изысканность, итальянское сибаритство, английский романтизм прекрасно уживаются в квартире, обогащая и взаимодополняя друг друга. Переходы практически незаметны- разные стили органично вплетены в общую канву дизайна.

"Заказчики хотели, чтобы интерьер соответствовал образу дома с историей, в котором жили многие поколения людей и где хранятся семейные реликвии. Некое подобие "профессорской" или "писательской" квартиры, где у каждой вещи свое собственное прошлое. Вто же время требовалось проявить определенную гибкость, сохранив возможность для развития интерьера в будущем. Чтобы новые предметы, привезенные из путешествий, а также антиквариат и фотографии могли найти здесь достойное место",- рассказывает архитектор Татьяна Слешинская.

Исходные данные для проектирования были сложными, но интересными. Недавняя коммуналка с длинными коридорами и темными закутками. Поперечная система несущих стен, исключающая возможность глобальных преобразований. Автономное котельное отопление. Невысокие потолки. Деревянные перекрытия. Стены, сложенные из блоков ракушечника. Внушительных размеров топочную и прачечную- "черные" помещения буржуазного дома позапрошлого века- было просто необходимо преобразовать под современные нужды. Словом, жилище представляло собой сочетание романтической атмосферы и технических и планировочных трудностей, которые предстояло преодолеть архитектору и строителям.

Изначальную планировку в целом сохранили. Во-первых, она в принципе устраивала хозяев. Во-вторых, расположение несущих конструкций не подразумевало особого простора для фантазии.

Капитальные стены практически не трогали: их почтенный возраст и степень износа ставили под вопрос возможность каких-либо экспериментов. После того как сняли слой старой штукатурки, обнаружились многочисленные трещины. Осмотр дома показал, что виной всему- удаление части несущей стены этажом ниже, произведенное еще в советские времена, без всяких инженерных расчетов и разрешений. Поэтому на участке слева от входа в квартиру стены пришлось усиливать металлической арматурой. Технологию использовали довольно сложную. Сначала проем подпирался временной конструкцией. Затем в стене выполнялись пропилы, в которые заводились несущие металлические балки. Они соединялись между собой приваренными железными прутьями. После того как арматурная обвязка была готова, временные опоры убрали и выполнили работы по отделке стен: нанесли шпаклевку и штукатурку.

Усиление стен сделало возможным перенос нескольких дверных проемов. На кухне и в детской это было вызвано необходимостью "выгородить" площадь для кабинета- расположение входов в помещения мешало его оборудовать. Вспальне существующий проем оставлял слишком большую "мертвую зону" у окна. Проем заложили, новый устроили в противоположном конце стены. Таким образом, зонирование спальни стало заметно более рациональным: шкафы вдоль дальней границы, кровать по центру и туалетный столик с зеркалом в самой освещенной части. Ав нише бывшего входа удачно расположился телевизор.

На месте топочной оборудовали кабинет- габариты помещения достаточны для работы и уединенных размышлений. Единственный существенный недостаток комнаты- полное отсутствие естественного освещения. Однако хозяин готов с этим мириться, поскольку проводит в кабинете лишь небольшую часть своего времени. Кроме того, в помещении устроен световой потолок, имитирующий прозрачную крышу, которая пропускает дневной свет.

Гостиную объединили с существовавшим ранее ответвлением коридора, снеся некапитальную перегородку. На месте прачечной устроили роскошную ванную комнату, на месте санузла- еще одну, поменьше. На кухне выгородили место для газового отопительного котла и небольшой кладовой, скрыв бытовые подробности за гипсокартонными стенками и задекорировав вход в подсобное помещение бамбуковыми жалюзи.

На этом, собственно говоря, перепланировка и закончилась. Впереди был следующий, более захватывающий и волнующий этап работы- создание романтически состаренного образа квартиры средствами архитектуры и дизайна.

Прихожая открывает тему эклектики. Витражный фонарь на потолке ассоциируется с искусством модерна, а безделушки и элементы декора- с колониальным стилем. Палитра теплых оттенков подчеркивает открытый, гостеприимный характер жилища. Не обошлось и без технических новинок: в прихожей установлены датчики на движение, в результате чего световой фонарь включается сам, едва кто-то переступит порог квартиры.

Оформление гостиной более всего напоминает о Франции. Благородная "антикварная" мебель. Розетка и классический светильник на потолке. Ниспадающие складками оконные драпировки. Активное использование натуральных материалов- дерева, кожи, а также металла. Сдержанная цветовая гамма- от молочного, кремового и светло-бежевого до насыщенного коричневого. Все это создает атмосферу основательности и респектабельности.

Мягкая мебель с цветастыми и полосатыми чехлами вносит в интерьер типично одесский колорит. Сразу вспоминаются "двенадцать стульев работы мастера Гамбса". Жизнерадостный и немного легкомысленный стиль- дань космополитизму культуры города-порта. Италия, Англия, Франция- все смешано в этой мебели и помножено на южную теплоту и гостеприимство.

Конечно, в доме с историей не мог не появиться камин. Его местоположение было определено заранее: когда-то здесь находились печи, уничтоженные после революции. Авот поиск образа вылился в долгий творческий процесс. Ни один готовый вариант- из тех, что можно найти на рынке,- архитектора не устроил, они совсем не вписывались в интерьер. Камин, который сегодня можно видеть в квартире, скомбинирован из трех английских моделей и выполнен по специальному заказу. Но игра стоила свеч: "домашний очаг" весьма органично смотрится в гостиной- его габариты, пропорции и стиль подобраны идеально.

Важность камина- хранителя семейных традиций- подчеркивает задрапированная световая колонна, не доходящая до потолка. Она обозначает участок перед ним и задает тему плавных линий и криволинейных поверхностей, которую продолжает овальный ковер. На самом деле архитектурное чудо представляет собой авторский торшер производства одной из итальянских дизайн-студий, созданный в единственном экземпляре,- с мраморным основанием, керамическими элементами, покрытыми сусальным золотом, и льняным абажуром.

Кухня- царство французского кантри. Не будет преувеличением сказать, что это помещение использовалось для приготовления пищи веками, задолго до нынешней реконструкции квартиры. Поэтому перед архитектором изначально была поставлена задача придать ему максимально "исторический" вид. Ностальгические нотки возникли сразу же, как только появились потолочные балки. Интерьер стал похожим то ли на кухню французского сельского дома, то ли на портовый кабачок. Это впечатление дополняют и перфорированные металлические светильники ("дуршлаги", как их любовно называют хозяева), низко свисающие над обеденным столом. Однако основательность и тяжеловесность деталей интерьера- всего лишь иллюзия. «Деревянные» балки изготовлены из облегченного пластика. Внутрь конструкции встроены светильники: скрытая подсветка балок зрительно увеличивает высоту потолка. Что касается «латунных» светильников с «литыми» подвесами, то на самом деле они очень легки, практически невесомы.

При выборе материалов и технологий для отделки стен тоже пришлось учитывать возраст здания. Вариант с декоративными штукатурками был отклонен из-за возможного образования трещин — этот процесс был приостановлен реконструкцией стен, но в будущем вряд ли мог бы контролироваться в полной мере. В то же время стилистика квартиры предполагала какие-то благородные, эксклюзивные решения. Авторам проекта удалось найти обои (ARTE, Бельгия), которые тщательно маскируют свою сущность — выглядят то как роспись кистью, то как шелк, то как потрескавшаяся кожа (в зависимости от коллекции).

Спальня расположена в глубине квартиры и изолирована от других помещений- в нее можно попасть только из гостиной. Это дает право на определенную автономность в выборе дизайна. Образ комнаты- и будуар, и покои в колониальном стиле с «бабушкиной» мебелью. При оформлении интерьера сознательно отказались от модных сегодня встроенных шкафов с раздвижными створками в пользу искусственно состаренных комодов. Красное дерево само по себе выглядит роскошно, а в сочетании с декоративными элементами из латуни, ротанга, змеиной и страусовой кожи превращает опочивальню в чудом сохранившуюся иллюстрацию к той, прежней, дореволюционной жизни.

Декор кабинета максимально ориентирован на вкусы хозяина, бывшего моряка. Морская тематика тактично присутствует в дизайне мебели, построенном на сочетании дерева и латунной отделки, а также в оформлении потолка с деревянными накладками.

Одной из серьезных технических проблем, с которой пришлось столкнуться архитектору при реконструкции квартиры, было состояние междуэтажных перекрытий. После вскрытия полов обнаружилось, что они деревянные и имеют большую степень износа. С этого момента работа архитектора над проектом велась в тесном сотрудничестве с конструктором. Расчеты показали, что перекрытия требуют усиления. Теоретически существующие деревянные конструкции можно было заменить металлическими. Однако состояние домав целом исключило этот вариант — тяжелые перекрытия из металла увеличили бы нагрузку на стены, что могло привести к образованию трещин и последующему разрушению здания. Эта причина заставила отказаться и от стяжки при устройстве полов: требовалось нечто куда более легкое. В результате было найдено оригинальное решение. Сначала к балкам перекрытия с обеих сторон подшивались доски и весь многослойный «пирог» стягивался болтами. Затем поверх досок устраивали «черный пол» из двух расположенных поперечно слоев фанеры. На него клали легкий паркет из пробки — во всех помещениях, включая кухню. Стяжка выполнена только в санузлах, где полы отделаны керамической плиткой. Но поскольку площадь этих участков невелика, статика перекрытий не нарушается.

Детская превышает по площади спальню родителей. Ее планировка и подбор мебели подтверждают знаменитое одесское гостеприимство. Хотя в семье только один ребенок, его комната рассчитана на двоих- дополнительное, гостевое место предусмотрено изначально. Диван ALBERTO SALOTTI способен к трансформации: преобразуется как в двуспальную кровать, так и, при необходимости, в две автономные односпальные.

Дом с историейНастенная плитка в ванной комнате имитирует мозаику- неотъемлемый атрибут римских термВанные комнаты оформлены в разных стилях, но в декоре обеих прослеживается историческая тема, заданная росписями парадной дома. Первая ванная- самое "древнее" по стилизации помещение квартиры- римские термы. Античные мотивы читаются в выборе состаренной керамической плитки со сколами и в мозаичных композициях на полу, как будто составленных из древних черепков, найденных во время археологических раскопок. Вторая ванная более современная, «американская», как называет ее автор проекта. Фриз на стене вызывает ассоциации с примитивным искусством индейских племен. Идея оформления в том, чтобы поддержать тематику путешествий в экзотические страны, откуда в квартиру привозятся, чтобы навеки поселиться, самые разные предметы.

Реконструкция потребовала полной замены инженерных сетей и оборудования. Автономное отопление сохранили, установив новый, современный котел из топочной на кухню. Двухконтурный подвесной котел DAKON чешского производства рассчитан на отопление и подготовку горячей воды для квартиры площадью до 250м2. Трубы канализации протянули от одного санузла к другому и кухне. Изначально рассматривался вариант прокладки инженерных сетей в отдельных пристроенных коробах- как более простой в реализации. Но архитектору не хотелось нарушать чистоту стиля, и коммуникации были протянуты в полу. Трубы холодной и горячей воды проложили в нишах в стенах. Поскольку водоснабжение в городе идет с перебоями, на стадии проектирования предусмотрели возможность запаса воды- разместили бак с подключением к системе водоснабжения на антресолях над санузлом. Конструкцию антресолей рассчитали исходя из веса полного бака. Чтобы компенсировать уменьшение высоты, в помещении устроили глянцевый натяжной потолок. Кслову, натяжная конструкция использована и в другом санузле. Таким образом, заранее решена проблема незапланированных ремонтов в будущем: если соседи сверху зальют ванную, потолок не пострадает.

Простая и ясная планировка, основа которой была задана много лет назад, не оставляет возможностей для сюрпризов. Здесь нет неожиданных поворотов, острых ракурсов, перемещений по вертикали, резких изменений ритма. Но квартиру никак не назовешь скучной или однообразной. Наоборот, она постоянно обеспечивает смену впечатлений. Вэтом заслуга эклектики- ее элементы применены в проекте на редкость удачно. Возникает ощущение, что "дом с историей" действительно обживался многими поколениями, каждое из которых внесло свою лепту в оформление интерьера. Акаминные часы лишь фиксируют мерный ход времени, которое течет здесь столетиями.

Подарок судьбы

Судьба редко награждает нас неожиданными дарами. Не упустить свой шанс, воспользоваться представившейся возможностью- это и есть основная проблема. Зачастую лишь спустя какое-то время понимаешь, что же прошло мимо тебя, какая синяя птица уже почти оказалась в твоих руках.

Процесс ремонта принципиально не отличается от всей жизни в целом. И законы те же, и ловить удачу нужно столь же старательно. Найти подходящую плитку, да еще на распродаже... Только непосвященному в превратности строительно-отделочных работ это событие может показаться пустяком.

Старая одесская квартира поначалу преподносила своим новым хозяевам и архитектору не самые приятные сюрпризы: трещины в стенах, слабые перекрытия и древние коммуникации. Казалось бы, ждать чуда не приходилось. Но, как в сказке, неожиданная археологическая находка во многом определила образ квартиры. Архитектор Татьяна Слешинская случайно увидела сохранившиеся фрагменты старинных росписей бывшей парадной, когда в подъезде меняли батареи: за ними остался незакрашенный участок и чудом уцелевшие росписи- настоящая венецианская штукатурка с сюжетным рисунком. Они и вдохновили автора проекта на продолжение темы в дизайне ванных комнат.

Для создания аутентичных подражаний пришлось потрудиться как строителям- на их долю выпала непростая задача подготовить "холст", так и художникам-живописцам Наталье Поповой и Андрею Кривороту- они расписали стены растительными орнаментами по историческим образцам и увражам, с имитацией полустертых, пострадавших от времени фресок. Отделка некоторых стен обеих ванных выполнена по технологии венецианской штукатурки. После шпаклевки и грунтовки на стены многократно наносились полупрозрачные лессирующие слои водорастворимой краски Uchik, что и дало эффект «старинных, почти стершихся» росписей.

Редакция предупреждает, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ требуется согласование проводимых переустройств и перепланировок.
Рекомендуем