Белый стих «японского сада»

Свободная планировка квартиры (105 м2) в форме вытянутого прямоугольника позволила с помощью перегородок зрительно расширить пространство.

Белый стих японского садаФрагмент стены с необычным декоративным панно в гостиной несколько вынесен вперед. Композиция эффектно подсвечивается сверху точечными светильниками Белый стих японского садаМинималистичность обстановки парадной зоны переносит все внимание на чистоту линий и красоту фактур. Только смена напольных покрытий отмечает границы входной зоны. Теплый тон дерева и отделка под кирпич смягчают аскетизм форм Белый стих японского садаРабочая зона кухни спрятана за перегородкой, к которой снаружи прикреплено панно из "Ротбанда" под стеклом Белый стих японского садаНа фоне отделки "старый кирпич" от KAMROCK (Россия) современная аппаратура очень выразительна Белый стих японского садаНапротив вместительного платяного шкафа в кабинете- широкий раскладной диван. Кроме того, обстановку этого помещения составляет мобильный компьютерный столик и рабочее кресло. Украшением строгой комнаты служит рельефное панно- оно соединяет две стены струящимися линиями. Стеклянный "экран", прикрепленный поверх панно, усиливает ассоциации с живой водой Белый стих японского садаГ-образно расположенные фасады кухни, выполненной на заказ, идеально вписаны в предназначенный для этого "карман". Каждый сантиметр внутренних объемов рассчитан предельно рационально, пол рядом со шкафами отделан плиткой Белый стих японского садаНейтральная обстановка кабинета воспринимается как органичное продолжение дизайна гостиной Белый стих японского садаПанно в спальне меняет свой облик в зависимости от источника освещения. Днем оно выглядит воздушным, ночью встроенная в панно подсветка создает интимное, таинственное настроение благодаря игре тени и света. Включение двух боковых светильников Белый стих японского садаЭлементы из венге оттеняют стерильную белизну ванной Белый стих японского садаПлан до переустройства Белый стих японского садаПлан после переустройства

Созерцательность и минимализм в выборе цветов и линий продолжают оставаться одними из самых популярных качеств современного дизайна. Подлинных ценителей «самого восточного» стиля, да и случайно попавших в сети модных веяний обывателей, сейчас немало. Но можно ли заставить «японскую тему» зазвучать по-новому?

Владельцы этой просторной квартиры в только что построенном современном доме в самом центре Москвы- молодая семья. Обсуждая с дизайнерами Анной Троско и Дмитрием Казакевичем свое видение будущего семейного гнезда, оба не выдвигали конкретных требований. Общая формулировка сводилась к желанию жить в современной уютной "европейской" квартире с элементами японских традиций. Вопрос планировки также был отдан на откуп дизайнерам, но с одним условием- чтобы хозяйский санузел примыкал к зоне спальни. Квартира разделена на две части- общественную и жилую. Благодаря ее изначально свободной планировке у дизайнеров не только не возникло вечных проблем со сносом перегородок, но и, наоборот, появилось нестандартное решение относительно их расположения. Дело в том, что форма квартиры- в виде вытянутого прямоугольника с окнами в узкой, торцевой части- зрительно уменьшала пространство. Поэтому и решили расположить практически все внутренние перегородки не под 90, а под 80-100 к внешним несущим стенам. Достигнутое таким образом небольшое расширение площади от гостиной в сторону холла вдоль длинной перегородки позволило скорректировать указанный недостаток. Апоскольку прихожая и жилая зона остаются ничем не разграниченными и притом в их отделке использованы бликующие светлые материалы, входное пространство теперь кажется просто огромным. Для выравнивания поверхностей пола и потолка пришлось сделать новую стяжку, использовать гипсокартон. Врезультате этих действий высота потолков в квартире сократилась на 10см.

Зеркала и стекло зрительно еще более увеличили пространство. Благодаря зеркальным дверцам встроенного шкафа в зоне прихожей, например, появляется выигрышный мотив- окна вторят друг другу через отражающие поверхности. Так создается впечатление сквозного помещения. Прямо от входной двери можно охватить взглядом основные планировочные оси и узлы квартиры. Справа- единое пространство "столовая-гостиная-кухня-зона отдыха". Кухня и мягкий уголок с домашним кинотеатром устроены у самых окон друг напротив друга, но могут восприниматься как вполне автономные зоны. Напротив входа и левее, сразу за встроенным шкафом,- двери в спальню и кабинет. Вквартире два санузла, причем в ванную комнату хозяев можно попасть только из спальни. Маленький гостевой туалет находится справа от двери и граничит с кухней.

Обстановку столовой-гостиной составляет обеденная группа- шесть стульев и стол, сделанный на заказ московской компанией «РЕБРУН». Отметим, что бoльшая часть мебели в квартире (кроме стульев из обеденной группы и дивана в кабинете) выполнена российскими умельцами. Такой вариант оказался значительно более дешевым, чем импортный. Да еще позволил максимально точно вписать все необходимые компоненты в заданные параметры, что особенно важно для кухни.

Самая запоминающаяся деталь в оформлении холла-гостиной- огромное, от пола до потолка, декоративное панно на стене. Именно оно обозначило "японскую тему", получившую продолжение в других частях квартиры. Цветовое и световое решение, а также мебель дизайнеры посчитали только дополнительными элементами. Анна и Дмитрий всегда начинают работу над интерьером с расстановки декоративных акцентов- живописи, графики или скульптурных форм, вокруг которых и разворачиваются все "события". Вданном случае лейтмотивом стала тема японского сада камней. Винтерьере появились оригинальные декоративные панно с тонкими абстрактными рельефами из необычного для подобной работы материала- строительной выравнивающей смеси «Ротбанд».

Белый стих японского сада
Что представляет собой традиционный японский сад камней? Садовое искусство в этой стране оформилось к Х в., его формальные признаки были восприняты из Китая под влиянием учения дзен. Тогда в храмовых садах монастырей стал складываться тип символического сада, так называемый "сухой пейзаж", созерцание которого способствует самоуглублению и отрешенности. Внем отсутствовали цветущие растения, а камни обозначали горы, каскады, реки. Различали пейзажный сад с холмами цукияма и плоский хиранива. Роль "главного героя" в них могли играть камни, мхи или вода (она могла быть и символической, но камни- только натуральными). Камни подбирали по форме, цвету, фактуре, что и определяло общую картину сада. Знаменитые шедевры- сад Дайсэн-ин (Киото, XVIв.), создающий иллюзию беспредельности мира, философский сад Реандзи (Киото, XVв.), где из пятнадцати камней одновременно всегда можно увидеть лишь четырнадцать.

Отталкиваясь от образа сада камней, дизайнеры выбрали и цветовое решение для квартиры. Врамках найденного образа легкий оттенок серого в покрытии потолка и стен ассоциируется с камнем. Он придал пространству воздушность и созерцательность, и потому хозяева с самого начала не были против столь холодного колорита. Цвета других компонентов сада камней (песка и дерева) перекликаются теплыми оттенками желтого и коричневого. Сочный акцент в обеденной зоне гостиной (облицовка части стены декоративным камнем под старый кирпич) гармонирует с массивной дубовой доской на полу, с фасадами кухни и столовой группой. Кстати, потолок и стены выкрашены в один цвет (итальянская краска SABULA), но за счет разницы освещения- искусственного и естественного- кажется, что его оттенки разные. Цветовое решение поддерживают и окна. Их деревянные переплеты прошпаклевали, а потом окрасили в основной цвет интерьера- серый. Ведином колорите выдержаны и ручки на окнах из матового алюминия. По цвету и стилистике выбраны даже рольшторы для окон. Аполупрозрачные льняные оконные занавеси сшиты специально на заказ в стиле японских раздвижных панелей-седзи.

Соседствующая с гостиной зона отдыха, как и положено, частично спрятанная от посторонних глаз, поддерживает общую стилистику квартиры. Ничего лишнего: мягкий угловой диван, журнальный столик и домашний кинотеатр. Взоне отдыха тему декоративных панно поддержал... купленный журнальный столик с двухъярусной столешницей (снизу деревянной, сверху прозрачной стеклянной). Кнему прилагалась специальная "расческа" для создания рисунка на песчаной засыпке под стеклом. Надо ли говорить, какой рисунок выбрали дизайнеры? Напротив зоны отдыха- кухня с открытой планировкой. Ее фасады из массива бука выполнены с использованием дорогих итальянских конструкций и фурнитуры, но при этом отечественными мастерами. Что значительно уменьшило понесенные затраты. Кстати, создание кухни на заказ привело и к более рациональному использованию некоторых ее зон. Так, например, была придумана тележка для бутылок, выкатывающаяся из нефункционального, ранее «мертвого» угла Г-образной кухни. Кроме того, удалось встроить в кухню всю желаемую технику: духовой шкаф, микроволновку, пароварку, посудомоечную и даже стиральную машину. Последней, кстати, не нашлось места ни в одном из санузлов именно из-за дизайнерских идей. Рабочая зона визуально отделена от гостиной с помощью еще одного декоративного панно, смонтированного перед торцевой частью кухни.

Интерьер спальни, как и всех остальных зон квартиры, выдержан в духе минимализма. Вещей немного, но и они не бросаются в глаза, прежде всего, из-за своих простых строгих линий. Неброские кровать, комод и встроенный шкаф, выполненные на заказ московской компанией "РЕБРУН" из одного материала (черного дерева венге),- вот и вся мебель. Отчасти это было продиктовано условиями японской тематики, заданными хозяевами. Так, например, с самого начала предполагалась стилизованная под татами кровать, непривычно для европейцев низкая и без какого бы то ни было декоративного изголовья вообще. Однако, чтобы хозяева, засыпая на таком ложе, не ощущали себя лежащими прямо на полу, дизайнеры решили сделать для ложа в центре спальни специальный подиум высотой 15см с толстым слоем звукоизоляции, поверх которого выполнили стяжку, а затем положили паркетные доски.

Чтобы сохранить прямоугольную форму помещения, встроенный шкаф сделали клинообразной формы (дело в том, что он примыкает к перегородке, отделяющей спальню от кабинета и развернутой относительно стены с окнами на 80. Врезультате эта стена оказалась на 86см длиннее противоположной). Цветовая гамма смежного со спальней хозяйского санузла напрямую перекликается с колористическими находками для основного помещения. Строгие линии двух фаянсовых умывальников и тумбочки из черного дерева на специальной низенькой скамеечке, приглянувшиеся хозяйке в одном из магазинов и одобренные дизайнерами, дали начало развитию темы. Вкачестве основного цветового решения использовали сочетание, которое уже проявлено в мебели,- белого с элементами венге. Витоге для облицовки стен и теплых полов в санузле удалось найти керамическую плитку именно этой палитры. Выбор в пользу белого как базового цвета объясняется еще и желанием зрительно увеличить небольшую ванную, насыщенную предметами: помимо двух умывальников, унитаза, биде и угловой ванны, здесь также имеется душевая кабина. Ванная комната не кажется загроможденной еще и благодаря умелой расстановке предметов. По одной стене располагаются умывальники, по противоположной- унитаз с биде, вдоль торцевой стоит ванна. Душевую кабину удалось буквально втиснуть в помещение, рационально использовав часть пространства технического короба. Врезультате комната приобрела Г-образную форму (сам же короб не ликвидирован, в нем удачно спрятали совершенно не вписывающийся в дизайн квартиры бойлер). Кроме того, умывальники "посадили" в нишу, соответственно выдвинув часть стены в гостиную. Кстати, две основные, самые длинные перегородки санузла также развернули под 80 к несущей стене. Но благодаря тому, что все остальные перегородки возводились под прямым углом к этим двум длинным сторонам, форма ванной осталась строго прямоугольной.

Вернемся к черному дереву венге, использованному уже в двух помещениях. Сделанная под заказ мебель из него присутствует и еще в одной комнате. Единственный в квартире отдельно стоящий (платяной) шкаф находится в кабинете. Вмеблировку также входит диван в тон шкафу, рядом стоит напольная лампа.

Белый стих японского сада
Декоративные панно на основе отделочного материала "Ротбанд" вписались в этот интерьер очень точно. Сначала мастера собирались прочертить узоры по мокрой штукатурке специальными шпателями с зубцами, но "японская тема" требовала строгих, точных и тонких линий. От использования таких материалов, как гипс и бетон, тоже пришлось отказаться (из-за хрупкости в эксплуатации первого и чрезвычайно плотной, неудобной в работе структуры второго). Всем требованиям отвечал только "Ротбанд"- штукатурная смесь на гипсовой основе. Он позволял прорисовывать и сколь угодно тонкие детали, и не менял своих характеристик в процессе эксплуатации. Рельефные линии прорезали по затвердевшей поверхности с помощью гравировки, что дало наилучший декоративный эффект, хотя оказалось и очень кропотливым делом (на создание 3-5 линий незамысловатого рисунка уходил иногда целый день). Второй компонент композиций- камни. Материал подходящих размеров и оттенков дизайнеры и художник искали по берегам подмосковных водоемов. Найденные компоненты крепились на готовые панно с помощью металлических штифтов. Некоторые панно дополнены стеклом. Из него, например, выполнен прозрачный элемент размерами 1,21,2м, выделяющий центральную часть декоративного рельефа в кабинете, что придает невесомость всей композиции. Стекло прикреплялось к поверхности панно на расстоянии 7см дистанционными держателями типа monet. При желании его можно снять, чтобы, скажем, почистить. Для этого прилагается специальный ключ. Такая же конструкция, но покрывающая всю композицию целиком, собрана на торце кухонной мебели.

Выбор светильников для этой квартиры- тема особая. Во-первых, благодаря строгим и простым линиям они поддерживают общий стиль минимализма в интерьере. Во-вторых, приборы разной формы, мощности и направленности светового потока имеют в доме разные функции. Одни призваны преображать настенные панно в гостиной и спальне, играя чисто декоративную роль. Другие, такие, как прикроватные лампы, предназначены для создания интимной атмосферы. Верхний свет использован только на кухне- четыре мощных потолочных источника нацелены на рабочее пространство. Востальных зонах квартиры освещение локальное, рассеянное. Заметим, что несколько подобного типа приборов в одном помещении в силах не только создать дополнительные удобства, но и значительно расширить декоративные возможности подсветки. Скажем, как единый ансамбль со встроенным панно в спальне воспринимаются прикроватные лампы и плоская люстра. Асветильники на длинных консолях в зоне отдыха очень удобны для чтения и украшают минималистичную обстановку.

Отличительная особенность всего интерьера- минимализм в отношении мебели. Это касается как ее количества, так и простых строгих форм. Мебель здесь не «цепляет взгляд», не привлекает к себе излишнего внимания, зато позволяет человеку чувствовать себя предельно комфортно. При этом квартира буквально напичкана современной техникой, начиная от кондиционеров, умело спрятанных в каждой комнате над входной дверью, и вплоть до встроенного пылесоса KRONEMARK (Бельгия), «трасса» которого скрытно пролегает по периметру квартиры (его силовой агрегат находится на балконе рядом с кухней). Предусмотрена также система теплых полов в санузлах с возможностью программирования на каждый день.

Так в результате усилий дизайнеров появился по-европейски комфортный и по-японски практичный интерьер. Рациональное использование каждого сантиметра на кухне и в санузле помогло создать выразительное пространство в центральной части квартиры и передать впечатление простора. Анеобычный декор придал интерьерам неповторимое своеобразие.

Редакция предупреждает, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ требуется согласование проводимых переустройств и перепланировок.