Идеи вашего дома

Главная    Все статьи    О проекте    Контакты    Реклама на сайте       Форум
Rambler's Top100
СВОИМИ РУКАМИ  
/ Своими руками / Аксессуары /



Номер: №4 (17) апрель 1999 / Хобби и увлечения
Материал подготовил: Федор Дубровин
Фото: Дмитрий Минкин
Графика: Татьяна Орлова

Гобелен своими руками

С его изготовлением вы справитесь за один день...




Аксессуары
Рама, инструменты, исходные материалы

Аксессуары
Для образования тканой поверхности уток должен пройти сквозь основу в двух противоположных направлениях. Вилкой художник прибивает друг к другу прокидки утка. При этом нити основы оказываются закрытыми нитями утка

Аксессуары
"Косичка" - переплетение нитей из первого и второго слоев основы - образует верхний и нижний края будущего гобелена

Аксессуары
Ворс крепится к двум нитям основы двойным узлом, каждый ряд ворса закрепляется одним-двумя рядами утка

Аксессуары
Простое соединение со сцеплением утков между нитями основы: уток одного цвета сцепляется с утком другого цвета и прокидывается обратно. Этот способ не оставляет щелей в ткани шпалеры

Аксессуары
"Паласная техника" - завершение противоположных по направлению прокидов утка на разных нитях основы позволяет избежать неравномерного утолщения тканой поверхности

Украшение романтических замков Средневековья и помпезных дворцов барокко - шпалера, гобелен, таписсерия - все три термина одинаково правомерны и распространены, благополучно вписались и в современные интерьеры.

Впервые привезенные в Россию Петром I, шпалеры украшают Большой Петергофский дворец и Эрмитаж. Пораженные их гигантскими размерами - во всю стену, и волшебной игрой цвета, мы с трудом можем представить, что это чудо создано простым переплетением нитей, в основе которого лежит тот же самый простейший принцип, что и у деревенского плетня. Да, именно того деревенского плетня, заросшего крапивой и лопухами, памятного по далекому лету в деревне с земляникой, нестрогой бабушкой и купанием в мелкой речке.

С тех давних пор как человечество придумало тканую одежду, приемы ручного ткачества практически не изменились.

Условно говоря, вертикальные колья плетня, ставшие в гобелене нитями, называются основа, а горизонтальные жерди - уток.

Вам понадобится:

• небольшая деревянная рама 750 × 500 мм;
• льняные и шерстяные нитки;
• ножницы;
• вилка;
• полиэтилен, разрезанный на кусочки 10 × 50 мм;
• полоски газетной бумаги размером 5 × 70 мм.
Наш гобелен сделан за один день. Исходные материалы и приспособления для его изготовления настолько просты, знакомы и доступны каждому, что трудности с их поиском и подготовкой практически невозможны, все это, кажется, всегда под рукой. Проблема может возникнуть лишь у тех, кто не имеет фантазии. Итак за дело. Нашим учителем в создании гобелена стала известная художница, виртуоз современного текстиля Наталья Мурадова, а помогала ей Сельби Зарипова.

В сути ручного ткачества лежит техника так называемого полотняного переплетения основы и утка. Первым этапом в изготовлении гобелена будет создание основы, а в качестве ткацкого станка использована самая обычная деревянная рама. Если размер будущего гобелена 250 × 250 мм, то рама должна быть примерно 750 × 500 мм, т. е. ее размеры следует выбрать, утроив ширину и удвоив высоту гобелена. Делается это для будущего удобства в работе. Итак готовим основу. Составляющие ее нити должны быть льняными, то есть достаточно прочными и не тянуться.

Натяните их на станок или, проще говоря, обмотайте ими, как катушку, раму по большей стороне. Именно на этом этапе закладывается ширина нашего гобелена: расстояние от первой до последней нити основы соответствует этому размеру и равно 250 мм. Между нитями следует оставлять интервалы приблизительно в 3 мм, а сила их натяжения должна быть такова, чтобы между нитями свободно проходили пальцы.



Подготовка основы (намотка нитей основы на деревянную раму).









Плетение косички, собирающей нити основы в единую плоскость.









Рама с подготовленной основой.








Плетение заработки.










Прибивка нитей утка с помощью вилки.










Крепление ворса к нитям основы.










Подстригание ворса после закрепления.










Пасма - небольшой моток шерстяной нити.

Теперь внутрь рамы, между двумя образовавшимися рядами нитей, положим полоску картона размером 50 × 300 мм. Делается это для того, чтобы косички, то есть первый и последний горизонтальные ряды, сплетенные из нитей первого и второго ряда основы, объединяющие их в одну плоскость, были ровными. Нижняя косичка так и будет покоиться на полоске картона, тогда как верхнюю следует отодвинуть наверх деревянной рейкой размером 300 × 50 × 20 мм до завершения работы. Рейка продевается для разделения нитей основы на четные и нечетные. Кроме того, она позволяет до некоторой степени регулировать натяжение нитей: чем выше установлена рейка, тем слабее натяжение и наоборот.

Сразу поверх косички по вертикали плетется так называемая заработка высотой от 20 до 50 мм. Это уже часть гобелена, которая впоследствии может быть подшита на изнаночную сторону, если гобелен будет висеть прямо на стене, или загнута на торец подрамника, если гобелен предполагается растянуть и вставить в раму.

И вот мы впервые встречаемся с принципами простого полотняного переплетения, то есть уже воспетого выше плетня. Особо отметим, что нить, начинающая заработку, привязывается простым узелком к краю основы рядом с косичкой. Теперь мы будем пользоваться пасмой - так художники по гобеленам называют небольшой длины нити, смотанные с бобины в небольшие мотки. С ними удобнее работать, кроме того, пасма может висеть на основе, не разматываясь, если мы захотим использовать уток другого цвета.

Теперь, выбирая одной рукой четные нити основы, другой рукой проденьте за ними пасму, ведя ее до края гобелена и, обернув крайнюю нить, разверните в обратном, горизонтальном направлении, выбирая на этот раз нечетные нити основы. Закончив ряд, прибейте продетые горизонтальные нити (прокидки утка) вилкой для усиления плотности работы. При этом нити основы становятся невидимыми как с лицевой, так и с изнаночной стороны. Таким образом полотняное переплетение образуется чередованием прокидок утка. Первая прокидка покрывает четные нити основы, вторая - нечетные, и так далее.

Закончив заработку и закрепив ее узелком на основе, переходим к плетению собственно гобелена, используя уже не льняные, а шерстяные нити. Можно работать не одним, а несколькими утками разного цвета, что позволит значительно расширить палитру, сделав гобелен действительно полихромным. Новый уток может вводиться с любого места - его лишь нужно привязать простым узлом к нитям основы. Можно также составлять уток из двух-трех нитей разного цвета, добиваясь тональных и цветовых переходов от светлого к темному, например, от голубого к синему.

Возможно и резкое изменение цвета, для чего один уток не протягивается до края основы, а разворачивается в любом месте, так же разворачивается и другой уток, двигавшийся во встречном к первому направлении.



Начало работы новым утком.









Прокидка очередной нити утка.










Использование в качестве утка полоски газетной бумаги.









Продевание пасмы сквозь основу.










Последний узелок и гобелен готов.










Косичка прибивается к заработке обыкновенной вилкой.









Срезание готового гобелена с рамы.










Оформление краев гобелена бахромой.

Освоив метод простого полотняного переплетения, перейдем к ворсу. Ворс крепится на основу двойным узлом. Следует отметить, что после ряда ворса необходимо проложить один-два ряда обычного утка, чтобы защитить ворс от распускания. После прокладки нескольких рядов ворса, его можно подрезать ножницами до нужной длины согласно вашему замыслу.

В нашем случае в качестве ворса использован обычный, нарезанный полосками полиэтилен, короткие цветные нитки.

Если вы захотите изменить или сделать еще оригинальнее фактуру гобелена, утком может послужить все, что угодно: газета, лоскуты материи, капрон, проволока.

В конце работы над гобеленом нить закрепляется узелком и снова плетется заработка, на которую затем вилкой опускается "косичка". Наш гобелен практически готов. Осталось обрезать нити основы, освободив его таким образом из плена. Связав концы нитей обычными узелками, можно красиво оформить края гобелена в виде бахромы или кистей.

Поразительно, но все шпалеры, гобелены и таписсерии, сколь бы огромны они не были, сделаны по этим нехитрым и древним как мир правилам.top




ПОДПИСКА
ЭЛЕКТРОННАЯ
ВЕРСИЯ

Читайте эту и другие статьи в журнале "Идеи Вашего Дома"









CТАТЬИ ПО ТЕМАТИКЕ

№11 (13) ноябрь 1998
Падают, падают листья...
Золотисто-бронзовые тона и разнообразие форм... Растительные аппликации и панно из листьев и веточек украсят любую комнату.

№9 (11) сентябрь 1998
Романтический полог
Спальню можно украсить и романтическим пологом из эффектной ткани. Выкройки и последовательное описание работ прилагаются.

№8 (10) август 1998
Ширма с карманами
Ткань, ножницы, швейная машинка... Вот и получился функциональный экран для деревянного каркаса ширмы.

№7 (9) июль 1998
Коллаж
Цветные краски, растительные материалы, особая техника исполнения... Создайте произведение искусства.

№5 (7) май 1998
Не боги горшки обжигают
Уроки мастерства художника-керамиста. Попробуйте создать что-нибудь по образу и подобию вазы из глиняных жгутов.

№3 (5) март 1998
Трюмо
Декоративная рамка для настенного зеркала. Технология доступна даже непрофессионалу, а ручная роспись - залог уникальности вашего изделия.

№5 (29) май 2000
До... и после
Исходные материалы - пустые ящики, старый термос, упаковочный картон, деревянные палочки. Результат - настольные лампы, стол, тахта и карниз для штор.

№2 (26) февраль 2000
Таинство древнего рисунка
Рисовать пальцем - это так естественно... Попробуйте придать "деревенский" стиль самым обычным предметам, используя технику росписи по эмали.

№7 (20) июль 1999
Аппликации из цветов и листьев
Фоторепортаж о создании натюрморта из цветов и листьев. Сведения о заготовке необходимых растительных материалов.

№4 (17) апрель 1999
Тяга к замкнутому пространству
Методика изготовления простейших рам для картин или фотографий и профессиональные секреты багетной техники.

№2 (4) февраль 1998
Этот мир, что возьмем мы с собой
Мозаика из смальты. С чего начать, этапы работы и конечный результат на примере создания панно "Рыбка".

№1 (3) январь 1998
Ширма из мольтона
Ширма может стать последним штрихом в отделке вашего интерьера. Материал вы выберете сами, а мы расскажем, как обить тканью деревянную раму.

№0 (1) октябрь 1997
Солнце в доме
Живопись по шелку: шаг за шагом - от закрепления полотна до любования готовым изделием. В качестве примера - роспись наволочки символом Солнца и знаками зодиака.

№10 (155) октябрь 2011
Найти свой мотив
Загадочным словом "декупаж" называют несложную технику декорирования предметов. Это настоящее спасение для тех, кто не умеет рисовать. Она позволит подарить любимым вещам новую жизнь

№4 (149) апрель 2011
Пробуждение весны
Пять нежных весенних флористических композиций, символизирующих пробуждение жизни

№1 (124) январь 2009
Палитра праздника
Праздничные декорации не обязательно покупать - их легко сделать. Наш мастер-класс покажет, как создать пять фантазий в разных тональностях

№6 (129) июнь 2009
Летние дары
Флористический мастер-класс. Три летние композиции: одна напоминает о летнем изобилии, другая радует в прохладный пасмурный день, а третья освежает и дарит успокоение


№10 (12) октябрь 1998
Кап, кап, кап...
Для работы с капом (наростом на лиственных деревьях) необходимы фантазия и терпение, но результат того стоит. Пример создания вазы из березового капа.

№9 (11) сентябрь 1998
Осколки света и тепла
Керамическая плитка или ее осколки, кусочки камня и разноцветные стеклышки - все это годится для украшения мебели и предметов интерьера.

№7 (9) июль 1998
Море и вы
Пусть в вашем доме появятся несколько вещиц в морском стиле, - они сохранят воспоминания об отпуске. Несложные, но выразительные решения.

№6 (8) июнь 1998
Лето, навсегда поселившееся в доме...
Плетение из ивовой лозы: какие инструменты нужны, как заготавливать прутья, и как самому сплести небольшую конфетницу.

№4 (6) апрель 1998
Оригинальный светильник
Для изготовления этого светильника потребуются всего лишь покрытый глазурью горшок (или красивая бутылка) да абажур из сложенной в гармошку бумаги.

№1 (36) январь 2001
Вспоминая отпуск
Несколько вариантов изготовления рамок и паспарту для фотографий.

№3 (27) март 2000
Мозаика радужных окон
Витраж - это что-то неповторимое и индивидуальное. Попробуйте создать несложный витраж своими руками.

№2 (26) февраль 2000
Картина из ниток
Шерстяные или хлопчатобумажные нити, красивая рама, немного фантазии - и в ваших руках возникает маленький шедевр.

№4 (17) апрель 1999
Пасхальная мозаика
Незаслуженно забытый способ работы с бисером - мозаичное украшение пасхального яйца бисером по воску.

№3 (16) март 1999
Техники росписи ткани
Попробуйте себя в искусстве ручной росписи ткани. "Ноу-хау" - от узелковой техники до марблинга и свободной росписи способом аэрографии.

№2 (4) февраль 1998
Основание лампы - подставка для компакт-дисков
Деревянный корпус настольной лампы может одновременно служить колонкой для компакт-дисков. Отделка "под мрамор" придает изделию особый шарм.

№1 (2) ноябрь 1997
Гобелен
"Все в гобелене зависит от фантазии, темперамента и вкуса..." Основные принципы создания ковров гобеленового переплетения.

№3 (71) март 2004
Узелки на память
Украшаем наш дом своими руками с помощью обыкновенного шнура. Изготовление подарка на 8 марта - им может стать коробочка для бижутерии, рамка для фотографии или кашпо.

№11 (134) ноябрь 2009
"Наряд" для цветочного горшка
Обычный глиняный горшок многим покажется слишком скучным. Вы узнаете, как с помощью различных материалов и техник этот сосуд можно преобразить до неузнаваемости

№9 (121) сентябрь 2008
Световые грезы
Дизайнер Вадим Богдан предлагает 4 необычных светильника, оформленных в различных стилях. С их помощью легко преобразить убранство любой комнаты

№11 (123) ноябрь 2008
Осенний карнавал
Три осенние композиции от флориста Йохана Хейсмана. Солируют цветы оранжево-красных тонов, а в роли ваз выступают тыква и бумажный пакет



ЖУРНАЛ



№10 (212) август 2016
Дата выхода:
4 сентября


ПОДПИСКА
ЭЛЕКТРОННАЯ
ВЕРСИЯ



Архив / О журнале / Реклама

АКЦИИ

 
 

© ЗАО «Издательский дом «Бурда»
Rambler's Top100