Китайские церемонии

В представленном интерьере «восточная» тема заявлена серьезно и проработана глубоко, хотя и не канонически. Приемы китайской архитектуры, мебель и декор, изготовленные мастерами Поднебесной, соединились в необычный ансамбль, встроенный в рамки стандартного жилья с немалой изобретательностью

В представленном интерьере «восточная» тема заявлена серьезно и проработана глубоко, хотя и не канонически. Приемы китайской архитектуры, мебель и декор, изготовленные мастерами Поднебесной, соединились в необычный ансамбль, встроенный в рамки стандартного жилья с немалой изобретательностью

Отправной точкой для выбора образного решения интерьера может стать самый неожиданный повод и даже такая мелочь, как... пепельница, привезенная из туристической поездки. Внашем случае именно она привела к созданию неординарного проекта и определила его стилистику. Владелец этой московской квартиры продемонстрировал китайский сувенир как образец древесины (бразильский орех с характерным серовато-оливковым оттенком и полосатой текстурой), из которого он мечтал заказать мебель, а также резьбы в традиционном стиле - для ее украшения. Архитектор Ергали Даутов и дизайнер Павел Барков, хорошо знакомые с китайской эстетикой по предыдущим своим проектам, предложили оригинальные решения для всех помещений. Ацентральным ядром стала композиция, далеко выходящая за рамки чисто декоративной идеи.

Китайские церемонии 1 Китайские церемонии 2 Китайские церемонии 3

2. Подушки для дивана и кресел в чехлах из натурального шелка легких золотисто-желтых тонов (в тон узору ковра в гостиной) заказали в Китае.

Китайские церемонии 4 Китайские церемонии 5 Китайские церемонии 6

4. Каждый из стеллажей гостиной состоит из нескольких частей, которые монтировались на месте. Для аквариума была изготовлена сварная каркасная конструкция, встроенная в перегородку и умело скрытая под наличниками.
5.Два объемных кресла в гостиной напоминают троны. Вместе с тем сквозные спинки и подлокотники придали им такую же "прозрачность", как и перегородкам, помогли сохранить общее впечатление "летнего павильона".
6. По краям дивана разместили подставки-консоли для сувениров: на одной из них - фарфоровая статуэтка воина

"Узкие места" планировки квартиры архитектор переработал и превратил в достоинства. Изначально свобод- ное пространство, близкое по форме к квадрату, имело две несущие колонны в центре. Они намечали деление квадрата на три прямоугольника, каждый с выходом на отдельный балкон. Еще один, почти треугольный в плане объем с тремя окнами, примыкал к основному пространству (границей служит несущая стена). Учитывая состав семьи - супружеская пара с тремя детьми (двумя сыновьями младшего школьного возраста и дочерью-подростком), - на этой площади предстояло выделить четыре приватные комнаты (одна из них гостевая), не забывая и про общественную зону с гостиной и кухней столовой. Задача удобной планировки выглядела неразрешимой: для сбора всей семьи оставалось место лишь в глубине квартиры, вдали от окон, да еще и несущие колонны диктовали дробную структуру студии с делением на маленькие отсеки. Ивсе же гармоничное решение было найдено, причем в рамках «китайской концепции».

История с продолжением

Стену гостиной украшают четыре панно с изящной художественной резьбой. Они были приобретены архитектором в Китае специально для этого интерьера. Судя по качеству работы - многоплановым композиционным построениям, тонкости проработки деталей, - резьба выполнена не позже конца XIX - начала XXв. Но сами доски из массива вяза значительно старше. Дело в том, что в Китае сложилась традиция при сносе ветхих домов использовать их детали (балки, стропила из качественной цельной древесины, к тому же прошедшие многовековое испытание временем и замечательную просушку) для создания новых построек, декоративных предметов и мебели. Врусле этой традиции работал и последний лауреат престижной Притцкеровской архитектурной премии китаец Ван Шу: при постройке музейного комплекса он использовал черепицу, снятую с кровель пошедших под снос жилых домов.

Гостиная предстает в образе беседки - «чайного павильона». Обрамленная ажурной резьбой и сквозными конструкциями, она напоминает изящную постройку посреди традиционного китайского сада. Рассеянный свет, проходя сквозь матовое оргстекло потолочных светильников, прикрытых широкими резными фризами, моделирует близкое к естественному освещение.

Аура благополучия

По мнению китайцев, в основе правильно организованного жилого пространства лежит соблюдение баланса энергий различных стихий, а также мужского и женского начал - ян и инь. Мужские энергии воплощаются в строгих, устойчивых и цельных формах, женские - в тонких, воздушных, с прихотливыми очертаниями. Вэтом проекте мужское начало воплощено в массивных предметах мебели, по форме тяготеющих к квадрату и прямоугольнику: креслах, чайном и обеденном столах, основаниях стеллажей, а женское - в воздушных силуэтах полок и арок, тонкой сквозной резьбе. Важная деталь китайского сада и дома - водоем или аквариум с золотыми рыбками: они стимулируют движение жизненной энергии ци и приносят богатство. Вданном проекте этому принципу соответствует аквариум, встроенный в стеллаж.

Колонны, скрытые за конструктивными элементами, задали границы собственно гостиной. Она выделена в самостоятельный объем перегородкой до потолка, охватывающей с трех сторон зону отдыха с диваном, креслами и чайным столом - владельцы квартиры любят китайский чай и охотно проводят свободное время за чашечкой целебного напитка сорта пуэр. Перегородка эта, точно воздушная ширма или вязь ветвей, прозрачна и создает многоплановую и разнообразную объемную "картину", где сквозь передний план просматривается целая череда пространственных мизансцен. Две противоположные части перегородки представляют собой мебельные конструкции. Снизу в них находятся закрытые секции, а выше, вплоть до потолка, - открытые полки; со стороны прихожей в одну из них встроен также большой аквариум с золотыми рыбками. Вцентре каждой конструкции - проход, обрамленный воздушной аркой в виде . окружности. Располагаясь друг напротив друга, проемы соединяют зону прихожей-коридора с кухней-столовой. Из последней можно пройти в приватные по- кои родителей с отдельной ванной и гардеробной. Срединная часть ограждения состоит из комбинации глухих резных панелей и сквозных ячеек и разделяет гостиную с коридором, куда выходят две детские и гостевая комната. Со стороны гостиной на фоне перегородки-стены установлен на комод ЖК-телевизор с крупноформатным экраном. Мягкий дневной свет проникает сюда из окна гостевой комнаты через широкие раздвижные двери из матового стекла в деревянных рамах, расположенных на одной оси с домашним кинотеатром.

Китайские церемонии 7 Китайские церемонии 8 Китайские церемонии 9 Китайские церемонии 10

8. Квартиру украшают благопожелательные надписи и символы. Перед входом в гостиную, на стене, - круглое резное панно с иероглифами-пожеланиями счастья в центре. Фасады кухни, заказанные в Китае, покрыты изображениями драконов - символов могущества, долголетия, изобилия и иероглифами "богатство", "мир дому", "счастье".
9. Коридор, соединяющий детские с зоной приемов, выглядит как галерея летнего китайского дома. Для его оформления был заказан ковер в той же цветовой гамме, что и для гостиной, а также тумбочки-консоли и светильники в виде пагод.
10. Антикварная китайская статуэтка из белого фарфора выделяется на фоне яркого декора гостевой комнаты

Китайские церемонии 11 Китайские церемонии 12 Китайские церемонии 13

12. Простенок за ванной украшен двухчастным панно из оникса. Оно притягивает взгляд, заставляя забыть о сложных очертаниях помещения. Под потолком, по периметру комнаты, - фриз с небольшими вставками из того же камня.
13. Большая часть мебели, составляющая обстановку всей квартиры, как и этой гостевой комнаты, изготовлена из бразильского ореха (ипе), который не произрастает в Азии. Его древесина необычайно плотная, непроста в обработке, а предметы из нее очень тяжелы (так, кресла в гостиной с трудом могут подвинуть двое мужчин), зато они стойки к механическим воздействиям (их невозможно поцарапать) и к влаге, поэтому из ипе можно устраивать настилы под открытым небом и в ванных. Его древесина устойчива к гниению, грибкам, а со временем приобретает благородный серебристый отлив

Соединение восточных этнических мотивов с современными европейскими представлениями о комфорте в этом интерьере оказалось чрезвычайно плодотворным. Многообразные декоративные приемы поддержали оригинальный и последовательно воплощенный архитектурный замысел, слились с ним в гармоничное целое, что является несомненной удачей данного проекта, выходящего далеко за рамки обычной стилизации.

Рассказывает один из авторов проекта

Китайские церемонии План до ремонта Прежде чем приступить к работе над проектом, мы внимательно изучили китайскую интерьерную эстетику и выбрали в качестве ориентиров подходящие образцы. Заказчику очень нравится китайская резьба, однако никому не хотелось чересчур углубляться в традиционную этнику - это было бы слишком банально и чужеродно. Поэтому мы отказались от предлагаемой обычно китайскими производителями резной мебели из красного дерева, отдав предпочтение ипе (лапачо). Образцы (кресел, чайного стола, дивана идр.) были выбраны на фабрике, но все предметы мы просили увеличить до заранее рассчитанных размеров. После долгих поисков напольного покрытия я нашел массивную доску из палисандра нужного тона.
Китайские церемонии План после ремонта Дом оборудован центральной вентиляцией, так что в кондиционерах не было необходимости. Стены в гостиной, прихожей и спальнях покрыты декоративным материалом, напоминающим шелк (им обивают стены в традиционном китайском интерьере). На присоединенных балконах заменили стеклопакеты, в точности сохранив узоры переплетов, чтобы не нарушать структуру фасада дома. Карнизы и плинтусы из натурального дерева, дверные полотна из тонированного дуба изготовлены в Москве и украшены стилизованной резьбой по моим эскизам. Отдельно к ним подбирали в стилистике интерьера круглые ручки из латуни, тонированные под бронзу.

архитектор Ергали Даутов

Рекомендуем