Чем меньше, тем лучше

Эту трехмерную «оду пуризму» архитектор создала в соответствии с девизом «чем меньше, тем лучше», выдвинутым владельцами квартиры — молодой супружеской парой с двумя детьми. Стандартная «трешка», где почти все стены были несущими, что исключало возможность перепланировки, стала воплощением эстетики минимализма с присущими этому дизайнерскому стилю кристальной ясностью, строгостью исполнения каждой из немногочисленных деталей, равновесием и цельностью замысла

Эту трехмерную «оду пуризму» архитектор создала в соответствии с девизом «чем меньше, тем лучше», выдвинутым владельцами квартиры — молодой супружеской парой с двумя детьми. Стандартная «трешка», где почти все стены были несущими, что исключало возможность перепланировки, стала воплощением эстетики минимализма с присущими этому дизайнерскому стилю кристальной ясностью, строгостью исполнения каждой из немногочисленных деталей, равновесием и цельностью замысла

Супруги Ольга и Денис, владельцы квартиры в доме-новостройке, были единодушны в своих пожеланиях: простота форм, строгость отделки и отсутствие излишеств (особую роль для них играли практичность и разумный бюджет). Будучи знакомы с авторским почерком «Архитектурного бюро Александры Федоровой», предпочитающего эстетику минимализма, оба высказались за ее последовательное воплощение в интерьере и в дальнейшем не отступили от сделанного выбора.

Считается, что минимализм весьма затратен: для этого направления интерьерного дизайна принципиально важны безупречность исполнения и высокое качество материалов. Но в последние годы современные материалы и технологии позволили упростить реализацию первого правила и найти альтернативные варианты по разумным ценам для воплощения второго.

Эффект окна

Зеркала в этом проекте стали действенным инструментом, позволяющим углубить перспективу и визуально расширить границы. Уже в прихожей нас встречает большое зеркало шириной 1,8м от пола до потолка, прикрепленное в нише справа от входа в квартиру. Его разделяет на две части черный навесной комод по всей ширине ниши. Эффект окна удалось создать и в глубине холла с помощью фотообоев. Важную роль при этом сыграл выбор цвета: фотография выполнена в благородных тонах сепии, которые гармонируют с окраской стен холла и придают входной зоне особую выразительность и респектабельность.

Учитывая скромные размеры этой квартиры (ее площадь без лоджий - 85м2), стены и потолки выравнивали не гипсокартоном, а штукатуркой. Верхнюю плоскость понизили только в прихожей, кухне и санузлах. Обе лоджии присоединили к жилому пространству (к кухне и спальне), получив разрешение в соответствующих инстанциях. При этом не только преследовали практические цели, но и стремились создать впечатление простора и значительного масштаба комнат, характерное для минимализма. Изменить конфигурацию несущих стен основных помещений (например, расширить или перенести входные проемы) было невозможно. Поэтому архитектор перепланировала лишь санузел, придав ему несколько иные очертания и сместив в сторону бывшего хозяйственного отсека, а также избавилась от небольшого коридора и устроила на его месте гардеробную. Войти в кухню теперь можно только из гостиной.

Чем меньше, тем лучше 1 Чем меньше, тем лучше 2 Чем меньше, тем лучше 3

1. За выступами-кулисами стен в глубине холла приоткрывается урбанистический пейзаж. Иллюзия оконного проема вызывает желание рассмотреть "вид из окна" полностью: кажется, что он продолжается далеко за пределами видимого. Это усиливает эффект оптического расширения узкого "тамбура" перед приватными комнатами.
2. В торцевую стену кухни встроен шкаф с бытовой техникой, холодильником и местами хранения посуды. Глянцевые фасады отражают свет из окна.

Чем меньше, тем лучше 4 Чем меньше, тем лучше 5 Чем меньше, тем лучше 6

4. Стена-перегородка. Конструкция со всех сторон от делана серым керамогранитом, имитирующим природный камень базальт. Серый цвет создает эффект визуального расширения. Облицовка доходит лишь до верхней границы дверного проема (2,1м), что позволяет не акцентировать небольшую высоту потолка.
Зеркальный портал. Стену за диваном с трех сторон (по бокам и вверху) оклеили зеркальными полосами, создавшими игру отражений. Зеркала прикрепили заподлицо с центральной частью стены, которую нарастили с помощью штукатурки (ширина зеркал по краям - 1,2м; под потолком - 0,6м).
Проход в кухню. Проем между гостиной и кухней закрывает прозрачное стеклянное полотно без рамы (оно крепится на двух металлических пет лях). Даже закрытая дверь проницаема для света и создает впечатление воздушности.
Встроенный телевизор. ЖК-экран словно сливается с поверхностью стены и не занимает места. Нишу для него создали, нарастив стену с помощью ГКЛ на металлокаркасе.
Наливной белый пол. Врамках общей концепции эффективно задействована и нижняя плоскость - сделан наливной пол с бликующей поверхностью. При этом он не такой холодный, как плитка, прост в устройстве и удобен в эксплуатации.
6. Вванной комнате зеркала расположены напротив входной двери, что сразу производит впечатление удвоения глубины пространства. Это особенно важно, поскольку выполнили мечту хозяйки квартиры Ольги о большой раковине-чаше и крупному предмету нужно было «подыграть», не создавая тесноты.

Основной цвет отделки всего интерьера, кроме санузлов, - белый. Это создает впечатляющий эффект "расширения": взгляд замечает границы между плоскостями, но не фиксируется на реальных масштабах. Лаковые поверхности и отражения в больших зеркалах еще сильнее обманывают зрение - пространство расступается во все стороны, наполняясь светом и становясь невесомым. Ктому же архитектор последовательно создает "бесшовный" облик помещений: карнизы и плинтусы отсутствуют, переходы от одного вида отделки к другому никак не акцентированы, стыки облицовочных материалов выполнены безупречно, мебель встроена идеально. Нет и подвесных светильников (за исключением люстры над обеденным столом), визуально понижающих высоту стен. Впомещениях с подшивными потолками использована закарнизная подсветка, словно приподнимающая верхнюю плоскость над стенами.

Экологический комфорт

Для полноценного отдыха в спальне очень важен психологический комфорт. Здесь его обеспечивают планировка (например, расположение входной двери в стене сбоку от кровати), приятные фактуры, минимум мебели - ощущение простора умиротворяет и позволяет расслабиться после напряженного дня. Чтобы достичь желаемого эффекта, в спальне Ольги и Дениса архитектор использовала прием контрастной асимметрии. Так, большая часть длинной стены напротив ложа отделана панелями, облицованными шпоном с продольно-волокнистой текстурой светлой древесины. Входную дверь смонтировали заподлицо со стеной и, не нарушая общего узора волокон, облицевали ее и часть стены над ней тем же шпоном, что и часть соседней стены, - в результате плоскости, расположенные в этой части помещения, визуально образуют единое целое. Зеркальные полотна зрительно увеличивают пространство. Длинный навесной комод и примыкающая к нему тумба, имеющие общую столешницу, «пронизывают» стену по горизонтали и объединяют ее участки с различной отделкой. Эту эффектную композицию дополняют бра призматической формы и широкий белый глянцевый фасад четырехдверного платяного шкафа, находящегося в глубине комнаты. Пол в комнате полностью затянут ковролином приглушенного серого цвета в тон кровати.

Ощущение парения в белых облаках слегка «приземляют» серый (имитирующая базальт и цемент плитка, ковры) и черный (мебель) цвета. Ахроматическую гамму немного разнообразят цвет кофе с молоком (в этот тон окрашены стены в холле) и золотистый оттенок дерева (частично отделанные шпоном стены в спальне, а также пол и простенок в санузле).

Двери, создающие привычную для глаз дробность в традиционных интерьерах, здесь отсутствуют или словно исчезают. Так, из шести дверей между помещениями только входная имеет видимый наличник; остальные пять скрыты и умело замаскированы под открытый проем или стены. Из холла (он является узловой точкой восприятия общего интерьерного сценария) открывается вид в трех направлениях. Счетвертой стороны расположен встроенный шкаф с распашными дверями, покрытыми белым лаком, что визуально углубляет перспективу. Вконце анфилады, идущей от входной двери через холл, прежде находилась дверь в ванную, что выглядело не слишком эффектно. Теперь же перспективу замыкает своеобразное «окно»: всю стену и дверь в ванную, смонтированную заподлицо с перегородкой, оклеили постером с урбанистическим пейзажем, так что эта деталь воспринимается как единое целое со стеной. Ландшафт мегаполиса словно продолжается далеко за пределами видимого и тем самым зрительно расширяет узкий «тамбур» перед приватными комнатами. Дверь между гостиной и кухней выполнена из цельного стеклянного полотна без рамы. Гардеробную отделили от входной зоны однотонными шторами от пола до потолка.

Чем меньше, тем лучше 7 Чем меньше, тем лучше 8 Чем меньше, тем лучше 9

7. В этом царстве ортогональных линий и прямых углов круглый стол и цилиндрический плафон люстры создают психологически комфортный контраст. Стол и стулья изготовлены из пластика, их современные формы удобны и вместе с тем лаконичны, чего требует общая эстетика.
8. Ниши над умывальником и инсталляционной системой унитаза оклеили зеркальными полотнищами до потолка, что преобразило интерьер площадью всего 1,5м2. Пол, подстолье умывальника и часть стены облицевали плиткой под дерево.

Вэтой квартире невольно вспоминается, что когда-то свидетельством мастерства рукодельниц считались отсутствие узелков и практически одинаковый «парадный» вид с лица и изнанки. Чистота воплощения идеи присуща и этому интерьеру: каждый пространственный «узел», деталь и вся композиция в целом могут рассматриваться под любым углом и с любой степенью приближения, сохраняя свой эстетический пуризм. Отличный фон для любого поворота жизненного сценария владельцев.

Рассказывает автор проекта

Чем меньше, тем лучше План до ремонта В этой квартире, расположенной в монолитно-бетонном доме-новостройке, сколько-нибудь заметная перепланировка была невозможна. Поэтому при оформлении интерьера применяли преимущественно дизайнерские и декораторские приемы. Все мои идеи были сразу приняты владельцами. Основная задача заключалась в том, чтобы свести к минимуму количество деталей и с помощью больших однотонных плоскостей сформировать современное пространство. Строгость минимализма я немного смягчила экологическими мотивами.
Чем меньше, тем лучше План после ремонта Часть электропроводки скрыта за гипсокартоном под потолком (в прихожей, кухне, санузле и ванной), а в остальных помещениях провода проложены под полом в стяжке. Винтерьере много света - во всех помещениях, кроме спальни, окна обращены на юго-восток, и с учетом выбранной эстетики мне хотелось сделать все пространство светоносным. Вгостиной и кухне окна закрывают полупрозрачные тюлевые шторы. Проем между прихожей и кухней мы заложили, что дало возможность устроить гардеробную (в ней также установлена стиральная машина). Перегородку, отделяющую санузел и гардеробную от кухни, расположили так, чтобы в последней образовалась ниша для шкафа. На присоединенных лоджиях утеплили пол, стены и потолки. Там созданы места для отдыха и небольшие зимние сады. Вместах, где уложена напольная плитка, смонтированы электрические теплые полы.

архитектор Александра Федорова

Рекомендуем