Аппликации из цветов и листьев

"Цветок засохший, безуханный,
забытый в книге вижу я"

А.С.Пушкин

При Всероссийском обществе охраны природы долгие годы существует клуб "Природа и творчество", в котором работает группа художников-флористов. Многочисленные натюрморты, пейзажи, декоративно-орнаментальные композиции, созданные одним из них, Зоей Леонидовной Савич, выполнены из... полевых, лесных, садовых цветов и листьев, собранных в Подмосковье в разное время года. Это затейливые и искусные аппликации из высушенных особым образом растений.

Флорист без заготовленных материалов- что художник без красок. Каждому цветку и растению- свое время, потому важно собрать их вовремя. Заготовку можно начинать уже весной, но весенние цветы, даже будучи правильно высушены, быстро выгорают, за исключением анютиных глазок, однако без них палитра будет неполной. Больше всего цветов заготавливается летом и осенью. Высушенные с соблюдением технологии, они не меняют природный цвет и при непрямом солнечном освещении сохраняются в течение 5лет и дольше. Многие растения собирают не на лугу, а в лесу: это цветы калины, боярышника, черемухи, лютики, ландыши, фиалки. Все цветы для сушки должны быть свежими. Уже постоявшие в вазе для этой цели непригодны. Кпримеру, опавшие лепестки розы сушить нельзя. Маргаритки сушатся целиком, у ромашки серединки цветков и лепестки- отдельно друг от друга.

В большинстве случаев лепестки цветов отделяют от цветоножек, укладывают на лист мягкой нерифленой гигроскопичной бумаги (можно туалетной) и накрываются сверху таким же листом. Листы бумаги с цветами обкладывают снизу и сверху четырьмя слоями газеты, после чего зажимают с двух сторон специальными фанерными крышками, в которых проделано множество отверстий для циркуляции воздуха. На этот многослойный "бутерброд" сверху ставится груз весом не менее 8кг. Впитывающие влагу газеты меняются каждый день в течение пяти дней. Высушенные лепестки хранятся в картонных коробочках.

Стекла нужного формата толщиной 2-3 мм поможет нарезать любой стекольщик. По формату стекла из плотной бумаги следует вырезать подложку, на которой выкладывается фон картины, и 5-6 листов из газетной бумаги, чтобы с их помощью плотнее прижать изображение к стеклу при окантовке. Задник будущей картины вырезают из плотного картона также по размеру стекла.



Далее на стекле выкладывают фон будущей картины, затем переносят его на бумажную подложку, к которой листья приклеиваются черенками вниз, в нижней и верхней части листа. Последовательность наложения листьев- слева направо и сверху вниз. Каждый следующий лист должен перекрывать половину предыдущего. Края листьев, выступающие за границы подложки, подрезают картонажным ножом.



Теперь наступает черед создания изображения из цветов и трав. Его также складывают сначала на стекле. Все в этом деле основано на импровизации, как и при составлении букета из живых цветов. Их можно менять местами, править форму лепестков и листьев ножницами,- словом поступать так, как подсказывают вам интуиция и вкус.




Далее букет переносится со стекла на подложку с фоном. Это удобно делать с помощью линейки. Каждая деталь приклеивается к фону клеем ПВА. Композиция делается с учетом ширины полей паспарту.

Сушить листья несколько проще. Необязательно обкладывать их туалетной бумагой: достаточно четырех слоев газет снизу и сверху, которые, к тому же, можно не менять. Однако ставить под пресс, зажав между фанерными крышками, листья нужно обязательно. Увсех листьев перед сушкой обрезают черенки.

Толстые, сочные листья декоративной капусты и им подобные сушат под прессом, обложив туалетной бумагой и газетами, долго, до полного обезвоживания. Так же сушатся нарезанные слоями вдоль весенние почки вербы. Для работы заготавливают не только цветы и листья, но и другие растительные материалы. Обертки кукурузных початков просто проглаживают утюгом. Овсяную или ячменную солому разрезают вдоль стебля, расправляют и разутюживают в пластины, которые затем в несколько рядов наклеивают на бумагу "встык". Из таких пластин можно вырезать цветы и листья. Стебли и листья чеснока сушат под прессом. Сухую шелуху с чесночных луковиц нарезают сегментами требуемой формы и применяют для имитации перламутра. Кожуру апельсина и мандарина, с которой удален внутренний слой, сушат так же, как и лепестки цветов. Фактура высушенной кожуры позволяет изобразить на картине ягоды клубники и земляники.

В процессе заготовки материалов допустимо использовать естественные красители. Отбеливание листьев и соломы может быть произведено с помощью перекиси водорода, желтый цвет получается их кипячением после отбеливания в растворе соды, зеленоватый- вымачиванием материала в растворе купороса. Далее их сушат вышеописанным образом.

Создание художественной аппликации из цветов и листьев- искусство импровизационное. Эскиз вам не потребуется, поскольку решения приходят в процессе подбора палитры и создания композиции. Однако последовательность действий придется соблюдать.

В цветочном натюрморте важно создать нужный фон. Для этой цели подойдут листья малины или серебристого тополя, уложенные изнаночной стороной наружу, крапивы, мать-и-мачехи, бадана, американского клена, корнуса (кустарника, листья которого осенью становятся багровыми) и др.

Для букета можно взять листья папоротника, чернобыльника, цветы вереска, черемухи, белого и желтого донника, синего дельфиниума, нераспустившиеся бутоны цветов яблони, лютики, анютины глазки.

Работа с высушенным цветком требует осторожности: при нанесении капли клея в центр с обратной стороны цветка его следует держать пинцетом, чтобы не повредить при последующем приклеивании и не испачкать клеем готовую часть композиции.






Окантовка начинается с нанесения кистью на стекло по периметру клея ПВА слоем шириной 3мм. Чтобы полоска наносимого клея была ровной, стекло закрывают куском картона с отступом на 3мм от края. Предварительно вырезанное из темного картона паспарту приклеивают к стеклу. Подклеиванием изнутри полосок белой бумаги с напуском 1-2 мм достигают эффекта контраста, подчеркивающего красоту натюрморта. Полоски фиксируют бумажными косынками по углам картины.


В заднике картины ножом прорезают отверстия, в которые продевают тесьму для развесочной петли. Стыльной стороны задника концы тесьмы укрепляют, приклеивая к нему кусок картона.







Готовый пакет (стекло, подложка с работой, 5-6 слоев газеты, задник) окантовывают бумагой или коленкором. Для этого снаружи на стекло наносится полоска клея шириной 5мм от края, к ней аккуратно подклеивают бумажную полоску шириной 4см и затем приклеивают к заднику. Полоски должны быть подрезаны на концах под 45. Так же оклеивают остальные стороны работы. Картину кладут между двумя фанерными крышками стеклом вверх и сушат под прессом (5кг) в течение часа.

Комментарии( 0 )

Это интересно

Яндекс.Метрика