Лучше меньше да лучше

Чрезвычайно простое и стильное решение интерьера в трехкомнатной квартире общей площадью 75 м2, расположенной в «сталинском» доме.

Лучше меньше да лучшеСтолик под компьютер изготовлен на заказ из многослойной фанеры. Простота и качественное исполнение такой мебели полностью отвечают запросам хозяев Лучше меньше да лучшеЧерез дверной проем из прихожей можно попасть в спальню, но открытое пространство справа однозначно определяет направление движения в гостиную Лучше меньше да лучшеВ гостиной практически нет "слепых" зон. Она открыта для обозрения из любой точки Лучше меньше да лучшеВ тон кухне подобрана мягкая мебель. Формы диванов незамысловаты, но смотрятся они основательно Лучше меньше да лучшеКухня и обеденный стол серо-черной цветовой гаммы неброско и солидно смотрятся на фоне белых стен. Из кухни можно попасть в санузел Лучше меньше да лучшеИнтерьер спальни предельно лаконичен. Но такая лаконичность не самоцель. Просто хозяева чувствуют себя комфортно именно в такой обстановке Лучше меньше да лучшеСанузел одет в мрамор. Его чисто зрительную холодность вполне компенсирует реально теплый «теплый пол»

Лучше меньше да лучше
Лучше меньше да лучшеПервоначальная планировка квартиры Лучше меньше да лучшеПланировка после реконструкции

Минимализм как стиль появился в современном искусстве в начале 50-х годов ХХ века как антитеза многословности и пышности предшествующих стилей. В архитектуре и дизайне автор, работающий в этом направлении, намеренно ограничивает себя в выразительных средствах, достигая большей простоты, глубины и естественной органичности пространства. Изысканная простота — вот сущность минималистического интерьера. Она требует безупречного объемно-планировочного решения, качества материалов и отделки и неслучайного наполнения интерьера объектами дизайна, которые несут здесь особую нагрузку и должны быть высочайшего качества, безупречного стиля, а лучше являться произведениями искусства. Задача дизайнера считается выполненной, если в результате работы появляется среда, созвучная стремлению человека к душевному покою и внутренней гармонии. Минималистический интерьер универсален: он равно создает настроение и для приема гостей, и для уединенного отдыха. К его простоте легко привыкнуть, но трудно пресытиться.

Мария Бураго

В данном случае вынесенная в заголовок пословица относится не столько к размерам квартиры и уж тем более не к стоимости ее реконструкции (последняя по приблизительным расчетам составила около одной тысячи долларов за квадратный метр), сколько к декору. Правда, говорить о минималистичном интерьере как о лишенном или почти лишенном декора будет абсолютно неправильно. Просто в других случаях украшения помещений носят как бы количественный характер- их можно обнаружить на стенах, полу, потолке и посчитать, тогда как здесь количество сублимированно в качество: декоративны сами стены, пол и потолок.

С эстетической точки зрения интерьер решен чрезвычайно просто и стильно. Желание иметь просторные комнаты и прежде всего гостевую зону при сравнительно небольшой площади (73,5м2) привело к такому их расположению, которое исключает какие бы то ни было коридоры. Интимная часть квартиры отсечена одной перегородкой от гостевой, а другой разделена на почти равные по размеру спальню и санузел. Все остальное пространство лишь условно зонировано и создает ощущение какой-то воздушной легкости и внутренней свободы. Другими словами, у находящегося в гостиной не возникает ощущения стесненности в движениях. Единственная несущая конструкция- пилон в центре квартиры- использована рационально: он обыгран как одна из стенок кладовки. Нужно учесть, что реконструкция бывшей «трешки» не потребовала перенесения стояков.

С практической точки зрения архитектурно-декоративная концепция данной квартиры, ее проект и необходимые чертежи были разработаны и вычерчены самим владельцем технически грамотно. Обычно хозяева имеют либо самое общее, либо достаточно детализированное представление о дизайне своего будущего интерьера, а проектную часть и особенно подготовку чертежей доверяют специалистам.

Что касается этой квартиры, то ее пришлось ремонтировать дважды. Первый раз была нанята бригада югославов, после сдачи работы которой отделанная поверхность стен и потолка продержалась ровно месяц, а затем пошла множеством мелких трещин. Это случилось пять лет назад, когда московские строители еще только начинали осваивать современные отделочные материалы.

Если заглянуть в историю интерьеров, то об античном греческом вполне можно говорить как о минималистичном. Минимум декора можно объяснить ограниченностью в отделочных материалах (камень и ткани), но, скорее, причиной этому был близкий к природе образ жизни, позволявший обходиться самым необходимым. Акрайним случаем минимализма следует признать «интерьер» Диогена. Этот наиболее известный из последователей Антисфена реализовал на практике философию киников, поселившись в бочке на берегу моря.

Первая бригада полностью освободила помещение от перегородок, всю штукатурку (дом сталинской застройки) сняли до кирпича и вскрыли полы. При этом оказалось, что все внутристенные полости и перекрытия забиты строительным мусором, предоставляющим наилучшие условия для размножения грызунов, насекомых и прочих паразитов. Полость перекрытия была засыпана керамзитом, поверх которого положили металлическую крупноячеистую сетку и залили десятисантиметровым слоем бетона. На стяжку были уложены паркет и мрамор. Рассказывая про это, хозяин с некоторым огорчением сообщил, что случай заставил его приобрести по высокой цене паркетную доску датского производства, но она оказалась не слишком приспособленной к нашим климатическим условиям. Летом пол не вызывает нареканий, а в отопительный сезон рассыхается, образуя заметные щели.

В стенах выдолбили узкие вертикальные ниши, в которые спрятали все трубы отопления и стояки. Стены и потолок покрыли выравнивающими смесями и покрасили белой водоэмульсионной краской. Бывая за рубежом, хозяева имели возможность видеть, что там очень часто потолки отделывают с помощью чистых ровных гипсокартонных листов, но даже в дорогих отелях и ресторанах в местах стыков между листами со временем образуются трещины. Поэтому изначально решено было отказаться от гипсокартона. Перед первой бригадой была поставлена задача добиться идеального потолка с помощью выравнивающих смесей. Югославы также смонтировали теплый пол везде, где предполагалось укладывать мрамор, установили сантехнику и окна шведского производства из сосны с алюминиевым профилем и тройным стеклом. Предпочтение было отдано алюминию по причине относительной долговечности металла в сравнении с пластиком. Кроме того, по мнению хозяев, пластиковые окна смотрятся официально, они более уместны в корпоративном интерьере. Для проведения скрытой проводки делали штрабы в кирпичной стене и прокладывали медные провода в гофрированных пластиковых трубках. Электрик-югослав посоветовал установить розетки и выключатели французской фирмы LEGRAND, в надежности которых он убедился на собственном опыте. Хозяин уточнил в магазине, что по стоимости они не дороже аналогов других известных фирм, и выбрал серию «Mosaique». До настоящего времени не возникало проблем ни с проводкой, ни с выключателями.

С эстетической точки зрения вынашиваемая хозяевами концепция минимального интерьера предопределила по меньшей мере два приоритета в реализации идеи: высокое качество отделочных работ, с одной стороны, и выразительная простота архитектуры и дизайна- сдругой. Так, потолок изначально решено было делать ровным, без модных нынче многоуровневых "волн". Пришлось смириться только с несущей балкой, тянущейся от пилона к окну и разделяющей потолок в гостиной на две половины. Ее, кстати, тоже не стали никак "обыгрывать"- просто балка. Показателен и выбор розеток и выключателей: при качественном исполнении они совершенно не акцентируют на себе внимания, почти незаметны на стене. Такой подход- это своего рода философия, отражение видения мира. Если поискать аналогии, то можно вспомнить о традициях оформления интерьеров в двух чем-то похожих восточных странах- Китае и Японии. Первый, обладавший богатейшими природными ресурсами, издавна имел развитую культуру декора жилища, доходившего порой до вычурности. Японцы не могли позволить себе ни ажурной деревянной резьбы, ни позолоты для ее украшения, ни обилия шелковых драпировок, ни тончайшей фарфоровой посуды. Они научились ценить природную красоту материалов. Их жилища изумительно просты и рациональны как в планировке, так и в оформлении.

Волна минимализма захлестнула в 50-60-е годы и советский дизайн. Трехногие табуретки, грубые обои с незамысловатым рисунком, эстампы на стенах, раскладывающиеся диваны помнят, по-видимому, многие. Как и "хрущевки", все эти предметы должны были быстро удовлетворить нарастающий массовый спрос на улучшение условий быта при ограниченных после войны "необоронных" мощностях. Но объяснение "отпротивного" неполно, поскольку минимализм в те годы воспринимался как проявление современности, он был в моде и пользовался спросом. Абабушкин антиквариат выносили на помойку.

В середине века архитектурным минимализмом заразились Европа и Америка. Возможно, толчком к этому стало осознанное или подспудное ощущение конечности, ограниченности природных ресурсов планеты на фоне роста народонаселения. Впрочем, это предположение. Существенно, что сейчас минимализм уверенно приживается у нас. Спрактической точки зрения результат работы второй, отечественной бригады, найденной через знакомых, оказался более долговечным- прошло уже полгода, и у хозяев нет претензий к качеству ремонта.

Строители снова сняли всю штукатурку до кирпича и обработали по-своему стены и потолок. На этот раз использовался гипсокартон. При этом строители опустили фальшпотолок примерно на20см (первоначальная высота составляла 320см) и замаскировали стыки эластичной шпаклевкой. Появилась возможность врезать точечные светильники. Подвеска потолка заняла два дня, тогда как до того сухими смесями пришлось выравнивать его полтора месяца.

Очищенные и отмытые стены покрыли олифой, прошпаклевали два раза, после каждого отшлифовав шкуркой, приклеили сетку, поверх которой нанесли шпаклевку и снова прошкурили, а затем покрыли олифой и масляной краской. Все это делалось для того, чтобы создать необходимый слой гидроизоляции, препятствующий проникновению влаги из кирпичной стены дома в слой «финишной» водоэмульсионной краски. Если точнее, то в два слоя, поскольку стены, как и потолок, окрашивали дважды

.

С эстетической точки зрения набор мебели и сам ее вид в минимальном интерьере должны быть весьма и весьма лаконичными и в то же время не серийными, эксклюзивными. Если вновь обратиться к японским традициям, то можно вспомнить о том, что сервизы там не приняты. Знаменитое японское чаепитие происходит из чашек различных размеров и формы. Японцы верят, что каждой вещи передана энергетика рук ее изготовителя и нескольких поколений владельцев. Это своего рода культ вещи, проявляющийся в уважительном и бережном отношении к реализованному в ней труду. Так и хозяева описываемой квартиры подбирали мебель постепенно, с истинно японским к ней отношением.

Эдуард Забуга- архитектор с легко узнаваемым авторским почерком. Стремится к созданию простых, лаконичных и в то же время выразительных форм. Эти же принципы лежат в основе авторского дизайна мебели. Каждый из его предметов- вещь с "характером". Для их изготовления мастер подбирает натуральные, доступные материалы и никогда не скрывает их природной окраски. Один из наиболее часто используемых и самых любимых материалов- многослойная фанера.

Приобретения начались с кухни, и предпочтение было отдано молодому, но уже известному итальянскому дизайнеру Капеллини. Неброские покрытия серого и черного цвета, стекло и металл полностью соответствовали запросам авторов интерьера. Втон кухне была подобрана итальянская мягкая мебель, геометрически незамысловатая и с монохромной обивкой. Лаконичные черные стулья к обеденному столу и кресло у журнального столика- от Филиппа Старка.

На одной из выставок хозяева обратили внимание на небольшую тумбочку, исполненную Эдуардом Забугой из многослойной фанеры. Ее дизайн пришелся им по душе и решено было сделать заказ на нестандартную кровать в спальню, прикроватную тумбу, обувную полку и столик под компьютер, который при большом стечении гостей с японским рационализмом и российской непосредственностью легко превращается в лавку. Ксказанному можно добавить, что и светильники подбирались к интерьеру аналогичным образом.

С практической точки зрения реконструкция квартиры и ее отделка по типу минимального интерьера не свидетельствуют о его дешевизне, но можно уменьшить стоимость работ, материалов, мебели и прочих деталей, создав при этом стильную современную квартиру. Нужно только следовать простой истине, которая гласит: учись на ошибках, сделанных предшественниками.

Редакция предупреждает, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ требуется согласование проводимых переустройств и перепланировок.
Рекомендуем